Содержание

Роль женщины в Исламе, положение, права и обязанности

Находясь в светском обществе, мусульманка часто привлекает к себе внимание из-за своего одеяния. Несмотря на то, что в наше время это явление уже довольно распространено и не является феноменом, в обществе все равно находятся те, кто считает, что женщин заставляют носить хиджаб, и то, что это не единственное проявление притеснения женщин у мусульман. Часто, в таких ситуациях, от мусульманки можно услышать что-то вроде «Ислам возвысил женщин и положение наше почётно». Многие могут стоять на своем и утверждать, что права женщины ограничены, практически во всем. Именно поэтому необходимо подробно разобрать этот вопрос.

В Священном Коране не один раз отмечено равенство человеческих душ в независимости от пола.

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей…» (сура 4, 1-й аят).

Это доказывает то, что Всевышний создал людей из одной души, не указывая на превосходства одного над другим.

У женщины такие же обязанности в религии, как и у мужчин: пятикратная молитва (намаз), обязательный пост в месяц Рамадан, выплата закята и хадж (паломничество). В Священном Коране сказано:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура 33, 35-й аят).

О правах женщины в Исламе

В доисламский период, (то есть до того, как был ниспослан Коран) женщина была повержена унижению. Рождение девочки в семье считалось позором, что зачастую приводило к захоронению новорождённой заживо. Было нормой передавать женщин по наследству и относиться к ним как к вещи, лишая многих человеческих прав.

С появлением Священного Корана были ниспосланы аяты, которые ликвидировали жестокие законы того общества, и наделили женщин правами, обеспечивающими им справедливое отношение и защиту.

В законах Всевышнего предусмотрены все малейшие аспекты женского организма, как физиологические, так и психологические.

  • Мусульманка освобождается от обязательного поста, в период беременности и менструации. Также во время критических дней (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас) женщине нельзя совершать как обязательные молитвы (фард), так и дополнительные (по окончании нифаса и хайда обязательным является восполнение пропущенного поста, на намаз это не распространяется. Интересно то, что в эти периоды с женщиной нельзя разводиться, для проведения бракоразводного процесса по шариату, необходимо быть в состоянии полного омовения (гусль).
  • Мусульманка имеет полное право на получение наследства.

    «Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много – уделом предписанным» (сура 4, аят 7).

  • Она имеет право на имущество и полное распоряжение им. Беспрепятственно покупать, продавать, сдавать в аренду товар без разрешения опекуна, если эти операции не противоречат законам шариата. В Коране Всевышний Аллах говорит:

    «О те, которые уверовали! Тратьте (во имя Аллаха) наилучшие из приобретённых вами благ» (сура 2, аят 267).

    В этом аяте четко изложено «О те, которые уверовали…», не выделяя мужчин или женщин.

  • Женщина имеет полное право на получение образования. Более того, получение знаний является очень важным аспектом в жизни каждого мусульманина вне зависимости он пола, возраста или статуса.

    Приобретение знания, является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджах, ат-Табарани и др. в «Сахихуль-джами» 3913).

Ислам обязывает к уважительному отношению ко всем созданиям Всевышнего. Более требовательным является бережное отношение к женщине. Сообщается, что аль-Микъдад ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: “Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, (и никогда не бил её, оставляя следа на теле). И они умирали в старости, питая любовь друг к другу”».

Наша религия наделила слабый пол высоким статусом и почётом. Будучи дочерью, она открывает двери в рай для своего отца. Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах) передает от Посланника Аллаха ﷺ:
«Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если двух дочерей будет иметь?». На что он ответил ﷺ: «Даже если двух дочерей будет иметь». (Имам Ахмад «аль-Муснад», 14247, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфарад», 78)

Жена является половиной веры своего мужа, Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом и лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам». (Сахих ибн Хаббан, ч. 9, № 4176)

У матери так же особое положение в Исламе. Почитание родителей является обязательным, а за ослушание их и за плохое отношение предписано страшное наказание. В Коране Всевышний говорит:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». (сура 31, аят 14)

Обязанности женщин в Исламе

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если женщина соблюдает пять намазов, постится в месяц Рамадан, хранит свое целомудрие и слушается мужа, то ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!»».

В этом разделе важно помнить, что всё, что ниспослано Всевышним является благом для его созданий. Все запреты созданы исключительно ради защиты жизни, здоровья, чести, потомства и имущества человека. Так как женщина в Исламе – это сокровище, которое нужно хранить и относиться крайне бережно, Аллах возложил обязанность на мужчин защищать, опекать и оберегать от мерзостей этого мира и предостерегать от наказания в мире вечном. Учитывая то, женщина является слабым полом физически, морально и духовно, ответственность за нее всегда несет опекун мужчина (отец, муж, дядя и т.д.). Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Обходитесь с женщинами хорошо (то есть относитесь к ним наилучшим образом, не притесняйте их, соблюдайте их права, уважайте, направляйте к добру…)».

  • С того момента, как девушка выходит замуж, ее основной задачей является довольство мужа. Послушание жены очень важно для любого мужчины. Даже в нерелигиозном обществе это играет большую роль в отношениях. Строптивое поведение может испортить отношения с близкими, обидеть окружающих, такими действиями можно ненароком задеть мужское достоинство, а подобные действия нередко серьезно влияют на отношения между мужем и женой.
  • Выходить из дому можно с разрешения мужа. Муж со своей стороны должен проявить мудрость и подумать о потребностях своей супруги, ему не следует чрезмерно ограничивать ее свободу. Запретить он может, если есть на то причины.
  • Женщина обязана беречь имущество мужа.
  • Украшать себя для супруга (только для него). Женщине запрещено использовать косметику, яркие украшения и благовония при выходе в общество, где есть не махрамы (чужие мужчины). В Коране сказано:

    «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (сура 33, аят 33).

  • Женщина должна избегать общества чужих мужчин, скрывать свой аурат (то, что должно быть покрыто). Это важно для того, чтобы не распространять скверну и разврат в обществе.
  • Держать дом в чистоте, готовить для мужа, воспитывать детей.
  • Нельзя рассказывать никому секреты своего мужа и подробности семейной жизни.

Заключение

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ, сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не обижает своего соседа! И (всегда) обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его (в покое), оно так и останется кривым, (а поэтому всегда) обходитесь с женщинами хорошо!» аль-Бухари 5186 и Муслим 1468.

Все законы по отношению к женщине существуют исключительно ради того, чтобы уберечь сокровище нашей религии от вреда этого мира и наказания в ахирате (мире вечном). Женщины мусульманского общества редко требуют равноправия, потому что их положение намного выше. У мужчин свои права, у женщин свои, и созданы они с великой мудростью Всевышнего Аллаха, да убережет он нас от заблуждений.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Женщины в исламе: права, обязанности, отношение

Жизнь на Востоке окутана тайнами, загадками и кучей стереотипов. Для большинства жителей планеты восточная жизнь ассоциируется с гаремом, многочасовыми молитвами и несчастными женщинами, над которыми каждый день издевается муж. Европейская жительница никогда не одобрит выбор своей дочери, если та захочет выйти замуж за представителя исламской культуры. Пора открыть завесу загадочной и таинственной жизни на Востоке: какое отношение к женщинам в исламе считается нормальным, какие права и обязанности они имеют, и настолько ли ужасна их жизнь, как принято считать.

До ислама

Чтобы разобраться, почему бытует мнение об ущемлении в правах восточных женщин, углубимся в историю. В древнеарабском доисламском обществе положение женщин действительно было плачевным. В патриархальной Аравии им не находилось места даже за столом: когда мужчины принимали пищу, женщины ели отдельно в неприспособленном для трапез помещении. Богатейшие люди заводили гаремы из десятков, а иногда из сотен жен, которые часто подвергались насилию посторонними мужчинами из-за провинностей мужа. Когда у женщины из гарема рождалась девочка, то ребенка могли отнять, а роженицу избить, зато если рождался мальчик — устраивался большой праздник.

В VII веке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам — в арабской среде зародилась новая культура. Появились первые права восточной женщины: право на труд, на наследство, а также возможность отказаться от брака и развестись. Беременная женщина в исламе больше не подвергалась насилию, а новорожденных девочек не отнимали у матери.

Современные права

По сравнению с тысячелетием назад, сегодня женщину в исламе сложно назвать ущемленной в правах. Исламские страны до сих пор строго следуют законам Шариата, однако большинство женщин получили не только ряд прав и свобод, но и крайне уважительное отношение со стороны мужчин и государства.

К основополагающим правам женщины в исламе, о которых ранее не шло и речи, относятся следующие:

  • право на самостоятельное распоряжение своим имуществом;
  • право на защиту судом от клеветы и иных противоправных действий в отношении чести и достоинства;
  • право на образование и работу;
  • право участвовать в политической жизни государства и пр.

Правда, в некоторых странах для женщин до сих пор существуют ограничения. Например, в Саудовской Аравии голосовать на выборах могут только мужчины, а вот в Пакистане женщины получили право не только голосовать, но и стать членами парламента.

О традиционной одежде

Принято считать, что чадра и хиджаб — символы униженного положения женщины в исламе, однако на сегодняшний день простой пример опровержения такого стереотипа привела Турция. М. К. Ататюрк — реформатор и первый президент Турецкой республики. Еще 70 лет назад он объявил войну парандже и феске, называя их символом невежества и безвкусицы. Более того, характерная мусульманская одежда долго была под запретом, и те, кто появлялся на улице или в общественном месте в не положенном виде, подвергались наказанию и штрафу. Только в 2013 году женщина-парламентарий впервые за 83 года существования турецкого парламента поднялась на трибуну в мусульманском платке, чем вызвала огромный резонанс в турецком и мировом обществе. На данный момент, после долгого правительственного запрета, женщины вернули право носить традиционную одежду. Как говорят турчанки, хиджаб придает чувство уверенности и защищенности, а некоторым даже поднимает самооценку.

Паранджа, хиджаб, чадра — жители Европы не видят никаких отличий в одежде. И очень ошибаются.

Паранджа – халат из плотной черной ткани, который полностью прикрывает тело, оставляя лишь прорезь для глаз. Такая одежда считается самой строгой в восточной культуре.

Чадра по сравнению с паранджой — наряд более либеральный. Это легкое покрывало, которое оставляет лицо открытым.

Хиджабом называют любую исламскую одежду, подходящую под требования Шариата. На Западе под таким понятием имеют в виду традиционный головной платок.

Однообразный и бесформенный стиль одежды для женщины в исламе навязан не обществом и не государством, а религией. Истинная мусульманка искренне уверена в том, что носить такую одежду — это святая обязанность, которая говорит о ее чести и достоинстве. К слову, и чадру, и хиджаб, и паранджу придумали сами мусульмане. В священном Коране говорится только о том, что на людях женщины «не должны показывать какие-либо части тела, кроме того, что необходимо».

Главные обязанности женщин

В жизни женщин в исламе встречаются моменты, которым позавидует любая европейская жительница. Если последние работают, кормят семью, убираются в доме и воспитывают детей, то обязанности женщины в исламе выражаются только одним главным требованием перед мужем и государством — хранить семейный очаг. В то время как огромное количество феминисток по всему миру борются за права бедных и несчастных восточных женщин, те просто сидят дома, готовят ужин и следят за детьми. Однако к такой обязанности требуется подходить весьма ответственно. Дом, в котором живут мужчина и женщина ислама, соединенные узами брака (джава́з), приобретает священную ценность. Потому уборке в доме мусульмане уделяют особое, крайне тщательное внимание. Более того, до прихода мужа все дети должны быть накормлены и опрятно одеты. Сама же женщина обязана успевать за собой ухаживать и каждый вечер радовать мужа на супружеском ложе. Отказаться от интимного обязательства женщина может только в исключительном случае, ведь ее святой долг — это покорность перед мужем.

Если еще совсем недавно женщины исламских государств не имели права не только на работу, но и на образование, то сегодня, например, 9 из 10 женщин в Саудовской Аравии имеют среднее или высшее образование. В ОАЭ и вовсе образование каждой женщины является обязательным требованием государства. Все потому, что на их плечи возлагается крайне ответственное задание — обучать детей как современным наукам, так и религиозным знаниям.

Преимущества и привилегии

У большинства восточных красавиц есть право на труд, но работать по причине нехватки денег они не обязаны. Заработок и обеспечение семьи — исключительно мужской долг. Более того, если муж настолько беден, что не в состоянии содержать свою жену, то шариатский суд определяет необходимую сумму и принуждает ближайших родственников мужа дать деньги в долг. Если нужной суммы не окажется и у них, то муж вынужден пойти на принудительные работы, чтобы иметь возможность рассчитаться с долгами.

Ни один уважающий себя мусульманин не должен ограничиваться только обеспечением семьи. Подарки и дорогие украшения для жены — обязательный и необходимый атрибут семейной жизни. Также женщина в исламе после замужества получает «махр» — нескромный денежный выкуп за невесту. Им она может распоряжаться исключительно на свое усмотрение.

Обязанности мусульманина перед женой

Как же часто в современных СМИ пишут о том, что мусульманские мужья избивают и мучают своих жен. Несомненно, такие случаи встречаются. Но почему никто не обращает внимания на то, сколько женщин в Европе подвергается такому же унижению? На сегодняшний день сложно сказать, что в исламских странах домашнее насилие встречается чаще, чем в остальных. Более того, у истинно верующего мусульманина есть святые обязанности перед своей женой:

  • проявлять лучшие качества при общении с супругой: чуткость, нежность, обходительность;
  • при наличии свободного времени помогать в воспитании детей;
  • интересоваться мнением жены при решении семейных вопросов;
  • спросить согласие у жены при желании отправиться в путешествие или надолго покинуть дом;
  • не расстраивать жену плохой новостью, не рассказывать о долгах и проблемах;
  • при посторонних людях всегда положительно отзываться о своей избраннице.

Немного о гареме

Гарем — слово, отпугивающее всех славянок, которые положили глаз на восточного мужчину.

Да, гаремы до сих пор существуют. И для мусульман это совсем не экзотика, а обычный уклад семейной жизни. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, однако это крайне нежелательно, если первая ведет достойный образ жизни и соблюдает все предписания Аллаха. Иначе мужу будет очень сложно уделить равное внимание каждой. Купил жене платье — купи по такому же и всем остальным. Кстати, крайне редко все жены живут под одной крышей: муж должен купить отдельные дома для всех. Если все жены согласны жить вместе, то существуют определенные правила:

  • женщина может попасть на ложе к мужу только в порядке очереди;
  • ни одна из жен не должна видеть, как муж заходит к другой женщине;
  • старшая жена обязана руководить всеми остальными женщинами в доме;
  • младшая жена воспитывает всех детей.

Сегодня сложно встретить женщину, которая находится в гареме не по своей воле. Ведь содержателем гарема может быть только весьма обеспеченный человек, который обязан предоставить всем своим женам настоящую райскую жизнь.

Жизнь после развода

В исламе институту семьи и брака уделяется особое внимание, а развод не одобряется обществом. Однако встречаются моменты, когда без него не обойтись: муж не исполняет свои прямые обязанности или приносит недостаточно денег в семью. Процесс развода до безобразия прост — достаточно три раза сказать «Талак, талак, талак» («развод, развод, развод»).

Если желание развода поступило от женщины, то она обязана отдать мужу все свадебные подарки, если от мужа, то бывшая супруга забирает половину имущества. Если женщина обнаружила факт измены, то она в праве забрать себе все, что было нажито совместно.

После развода женщина обязана выжидать срок «идда» — это определенный промежуток времени, в течение которого запрещена возможность заключения нового брака. Такое ожидание необходимо для абсолютной убежденности в отсутствии беременности. Если женщина все-таки оказалась в положении, то бывший муж обязан обеспечивать как ее, так и будущего ребенка. Если же менструация наступает и беременность исключается, то женщина переезжает в родительский дом и живет там 3 месяца, выходя на улицу только по важным делам. Существует только один случай, когда женщина сразу после развода имеет право выйти замуж без ожиданий: если не было интимной близости с бывшим мужем.

Разводы хоть и не считаются желательными, но допускаются Кораном. А вот Библия, кстати, развод запрещает…

Женщина в исламе — Википедия

Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества[1].

Шариат (исламское право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.

Исторический фон

Традиционная одежда арабских женщин IV—VI вв.

Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего[2][3]. Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности[4][5].

Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери, ислам улучшил положение женщин, дал им права[6]. Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом было устранено только в 1965 году[7]. Ной Фильдман, профессор права Гарвардского университета, отмечает[8]:

Когда англичане применяли своё право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один — лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов.

Оксфордский словарь указывает на общее улучшение положения женщин после появления ислама, отмечая признание полноценности личности женщины[9].

По исламу брак рассматривается как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, до распространения ислама, давалось только родственникам мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что, «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означало огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством»[10].

Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила их положение предоставлением основных правовых гарантий.

Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».

Священные тексты про различные стороны жизни исламской женщины

Гендерные роли

Коран гласит «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества»[11].

Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, воспроизводству потомства[12] и уходу за детьми, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т. д., но только с согласия опекуна.

Хиджаб и свобода

В Коране сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».

Этот отрывок считается обоснованием для требования носить хиджаб.

Образование

Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира, жившего в XII веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям[13], которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например Мухаммад ибн аль-Хадж (ум. 1336 году), который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В XV веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцатитомный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.

Финансовые вопросы

Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине отсутствия у женщин финансовых обязательств (по содержанию семьи, например), некоторых финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно[кто?].

Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определённых условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.

Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.

На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.

Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью[14][15].

Женская занятость

В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности[16]. Женщины работали в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин. В XII веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями.
Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учётом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере[17].

Правовые вопросы

В Коране сказано: «Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2:282)

Ибн Кясир сказал:[18] «Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано Муслимом в сахихе от Абу Хурайры, что Мохаммед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада». Мудрая женщина среди них спросила: «Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?» Он ответил: «Потому что проклинаете много, и вы неблагодарны своим супругам. Я не видел кого-либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в то же время отнимающих рассудок у умных, кроме вас». Женщина спросила: «О Посланник Аллаха, а в чём у нас недостаток в уме и в религии?» Он ответил: «Недостаток в уме — это то, что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины, и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии — это то, что вы проводите некоторые ночи (и дни) не молясь, и в месяц Рамазан (в течение дней) вы не поститесь».

Убийства чести

По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести, которые все ещё встречаются в некоторых странах Ближнего Востока»[19]. Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей семьи (рода). Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего.

Организация защиты прав иранских и курдских женщин опубликовала отчёт, согласно которому в 2010 году 2829 молодых британских мусульманок были избиты, изувечены, облиты кислотой, похищены или убиты.
В основном, это женщины родом из Пакистана, Индии и Бангладеш. Речь идет о сопротивлении насильственным бракам, заключенным семьями. Нападают и на женщин, у которых появился интимный друг, на изнасилованных женщин, а также на тех, кто просто осмеливается первой заговорить с мужчиной или проявляет склонность к однополой любви. В Британии создано специальное подразделение по борьбе с «защитниками семейной чести»[20][21].

Насилие в семье

Ислам разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины[22].

Мужья — попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах — возвышен, велик
  • «Худшие из вас бьют своих жён»[23].
  • «Придерживайтесь богобоязненности по отношению к женщинам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил иметь с ними близость. Они не должны позволять садиться на ваши ложи тем, кто вам не нравится. Если они сделают это, то бейте их, но не жестоко. Вы обязаны хорошо кормить и одевать их»[24].
  • «Никто из вас не должен побивать свою жену, как побивают раба, а потом, в конце дня, иметь с ней половое сношение»[25].

Брак и семья

Девушка в платке

В соответствии с исламом брак не может быть принудительным[26]. Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.

С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным.

Мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. По мнению некоторых исламских богословов женщина имеет право прописать в контракте условие, по которому мужу запрещается брать вторую и последующую жену без её согласия[27].

  • «На женщине женятся из-за четырёх причин: её богатства, её происхождения, её красоты и её набожности; руководствуясь последним, ты преуспеешь»[28].
Брачный контракт

Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определённые обязательства, за которые он несёт ответственность.

Наиболее важными нормами брачного контракта являются:

1. устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.
2. мужчина обязан несмотря на контракт:

  • выплатить свадебный подарок (махр).
  • возложить на себя содержание жены, во всех его формах, (пища, одежда, жилье и другое).

3. на жену возлагается:

  • утвердить за мужем право на её воспитание. Поскольку муж является главой семьи.
  • подчинение мужу во всем. Жена должна быть привязанной к его дому. Поэтому, если нет необходимости, она не должна выходить из дому без разрешения мужа.
  • ей нельзя запрещать мужу наслаждаться ею, если нет весомой причины, например, месячные кровотечения.
Семейная жизнь

Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога[29]. Ислам выступает за гармоничные отношения между мужем и женой. Оба должны стремиться удовлетворить сексуальные и другие потребности друг друга. Ислам призывает мужей проявлять доброту к женам, а жен быть послушными своим мужьям. В Коране поощряется стремление к взаимному соглашению в семейных спорах.

Женщины в религиозной жизни

В исламе не существует разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу. Они получают одинаковую награду или наказание за свои поступки[30].

А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай

В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других — нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым», молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы[31]. Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места (в Средней Азии их обычно называют мазарами), куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом[32].

Права женщин в исламских странах

В большинстве стран исламского мира права женщин нарушаются.[33]

  • Египет:
    • исламская женщина не может выйти замуж за не исламского мужчину без обвинений в вероотступничестве, рождённые в таком браке дети должны находиться под опекой мужчины-мусульманина
    • 99,3 % женщин подвергаются сексуальным домогательствам
    • 91 % женщин подвергается женскому обрезанию
  • Ирак:
    • По состоянию на 2010 год нет женщин-политиков
    • Женщине необходимо разрешение родственника-мужчины, чтобы получить паспорт
    • В соответствии со статьёй 409 наказания за убийства чести мягче, чем за другие виды убийств
  • Саудовская Аравия
    • Женщины не имеют права водить автомобиль без разрешения мужчин[34]
    • Без разрешения мужчины женщина не может выйти замуж, путешествовать, лечиться и получать образование
    • Чтобы доказать факт изнасилования, женщина должна привести четыре мужчины свидетеля процесса, ей самой может быть вменён акт прелюбодеяния.
    • В 2012 году женщинам было дано право работать на «женских» работах.
    • Главный муфтий разрешает мужьям есть собственных жён[35]. что впоследствии сам муфтий отрицал.[36]
  • Сирия
    • Зарегистрировано более миллиона женщин-беженцев
    • Зафиксированы случаи браков с 12-летними девочками
  • Йемен
    • Нет ограничения на брачный возраст, четверть девочек выходит замуж до 15 лет
    • 98,9 % женщин подвергаются сексуальным домогательствам на улицах
    • В больницы обращаются женщины с травмами от изнасилований, однако редко кто из них обращается в полицию
    • Только 36 % родов проходит с акушерской помощью
  • Судан
    • 12,1 млн женщин перенесли женское обрезание
    • Брачный возраст для девочек установлен в 10 лет
    • Статья 152 уголовного кодекса предусматривает порку для женщин за то, как они одеты
    • 62 % женщин грамотны (80 % мужчин грамотны)
  • Ливан
    • Первая женщина в политике появилась в 2004 году
    • Сексуальное домогательство на рабочем месте не рассматривается как нарушение
    • Согласно статье 522 уголовного кодекса, насильник освобождается от наказания в случае, если берёт жертву замуж. Наказание за изнасилование в браке не предусмотрено.
    • Дети от мужа-иностранца не получают гражданства
  • Палестина
    • Первый раз женщины голосовали в 1996 году
    • На восточном берегу возраст замужества составляет 15 лет, в Секторе Газа — 17 лет.
    • В 2011 году 51 % женщин были жертвами бытового насилия
  • Сомали
    • За женщину полагается в половину меньшая дия (вира), чем за мужчину
    • 1,2 % женщин погибает в родах
    • Женщины имеют 14 % мест в парламенте
  • Джибути
  • Бахрейн
    • Слова женщины как свидетеля учитываются в два раза меньше, чем слова мужчины
    • Женщины получили политические права в 2002 году
    • Минимальный возраст замужества для девочек составляет 15 лет
    • 30 % женщин были жертвами бытового насилия
  • Мавритания
    • Имеется 20 % квота на женское представительство в политике
    • В случае повторного замужества женщина может потерять опеку над детьми от предыдущего брака
    • 69 % женщин подвергаются женскому обрезанию, в среднем операция производится в 1 месяц
  • ОАЭ
    • В 2008 году женщинам стало разрешено становиться судьями
    • Женщинам запрещено выходить замуж за иноверцев
    • Слова женщины как свидетеля учитываются в два раза меньше, чем слова мужчины
    • Родившая вне брака женщина может быть депортирована
    • Женщине сложно доказать факт изнасилования, причём сама она может преследоваться за прелюбодеяние
    • 14 % женщин работает
  • Ливия
    • 99 % жертв бытового насилия отзывает свои заявления
  • Марокко
    • 10 % браков заключается с женщинами до 18 лет.
    • Статья 496 уголовного кодекса касается женщин, которые уходят от своих мужей
    • За первый квартал 2008 года зафиксировано 17 тысяч случаев насилия против женщин, из них в 78,8 % случаев предполагаемым преступником были мужья
  • Алжир
  • Тунис
    • В течение 3-х первых месяцев беременности женщина может совершить аборт по запросу
    • В 2009 году неисламским женщинам было дано право наследовать у исламских мужей
    • Первое дело о бытовом насилии было открыто 10 декабря 2012 года
    • В 2002 году женщины получили право оформлять гражданство своим иностранным мужьям и рождённым за границей детям
  • Катар
    • Женщина может получить водительские права только с согласия мужа
    • Около 100 женщин-эмигрантов в год преследуются за внебрачных детей
    • При изнасиловании женщина может оказаться виновной во внебрачной связи[37]
  • Иордания
    • Мужья-иностранцы и их дети не получают гражданства
    • В 2003 году женщины получили возможность получать паспорт без согласия мужа
    • 17 % имущества принадлежит женщинам
  • Кувейт
    • Женщины могут вступать в брак с 15, мужчины с 17
    • Нет законов против бытового насилия
    • Избирательные права женщины получили с 2005 года
  • Оман
    • Женщины в парламенте имеют 1,2 % мест
    • Женщины могут наследовать в два раза меньше, чем мужчины
    • Нет законов против женского обрезания
    • Мужчина может разводиться по желанию, женщина имеет ограниченный список из 8 причин для развода
    • 29 % взрослых женщин работает
  • Коморы
    • Женщины в парламенте имеют 3 % мест
    • В случае развода женщины обычно получают недвижимость
    • 35 % взрослых женщин работает

Известные женщины в исламе

Ханша Сююмбике с сыном

Женщины в политике

Кадр из фильма «Снег»

Несмотря на расхожее заблуждение,[источник не указан 869 дней] мусульманки на всём протяжении истории нередко становились во главе исламских государств. Так, Малика Асма и Малика Арва из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 год[39], а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет.

Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику.

В частности в трёх из четырёх стран, где женщины ограничены в избирательном праве, являются мусульманскими странами (за исключением Ватикана). В Ливане женщины могут голосовать только при наличии свидетельства начального образования[40] при уровне грамотности в 82,2 %.[41] В ОАЭ и Брунее женщина ограничена в голосовании наряду с мужчиной.[42][43] В некоторых мусульманских странах право на голоса женщины получили сравнительно недавно: в 1974 году в ― Иордании, в 1980 году ― в Ираке, в 2002 году ― в Бахрейне, в 2003 году ― в Омане, в 2006 году ― в ОАЭ, в 2011 году ― в Саудовской Аравии[44]. самыми первыми мусульманскими странами, где было учреждено женское избирательное право стали: Азербайджан (1918), Албания (1920), Туркмения (1924), Казахстан (1924), Турция (1930) и Мальдивы (1932).

Наиболее известные правительницы-мусульманки в России — ханша Сююмбике и касимовская правительница Фатима-Султан.

Образ мусульманки в культуре

Тема женщины в исламском обществе затрагивается в ряде произведений искусства, в том числе фильмах Невеста из Дании (Турция), Школьные подруги (Россия, 2008), Снег (Босния, 2008 — призёр кинофестиваля Золотой минбар), Чужая (Германия, 2010 — Приз ассоциации европейских кинотеатров), одной из серий фильма «Париж, я люблю тебя» (Франция-Германия, 2006), Во имя бога (Пакистан, 2007), Похищенная (Индия, 2003), Клон (Бразилия, 2001), Забивание камнями Сорайи М. (США, 2008), в романе Р. Гюнтекина «Королёк — птичка певчая» (Турция), в документальной повести Дж. П. Сэссон «Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в С. Аравии».

См. также

Примечания

  1. ↑ The status of women in the Arab world is a source of frequent criticism against Islam
  2. Панова В. Ф., Вахтин Б. Б. Пророк Мухаммед. — ISBN 5-222-00145-8.
  3. Abdul Ghafar Haji Don. Qur’anic General Account on the Arab Jahiliyyah’s Socio-Economic Life. — С. 54—55.
  4. ↑ Арабская литература // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [М.], 1929—1939.
  5. Панова В. Ф., Вахтин Б. Б. Жизнь Мухаммеда
  6. ↑ Maan, Bashir and Alastair McIntosh. «The whole house of Islam, and we Christians with them’
  7. ↑ Badr, Gamal M. (Winter 1984), «Islamic Criminal Justice» // The American Journal of Comparative Law 32 (1): 167—169 [167-8]
  8. ↑ Noah Feldman (March 16, 2008). «Why Shariah?». New York Times.
  9. ↑ Women and Islam. Oxford Islamic Studies Online. Проверено 22 мая 2014.
  10. ↑ Schimmel (1992) p.65
  11. ↑ Коран, 4:34
  12. Горшунова О. В., Пешкова С. А. Фертильность и сакральное женское начало в среднеазиатских целительских и ритуальных практиках // Медицинская антропология и биоэтика. 2013, № 1(5), eISSN: 2224-9680
  13. ↑ Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, p. 197
  14. Фролова Л. Н. Статус женщины в исламе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — Maйкоп, 2009. — Вып. 2.
  15. ↑ Права и обязанности супругов. islamdag.ru (13 августа 2009). Проверено 26 декабря 2014.
  16. ↑ Maya Shatzmiller (1994), Labour in the Medieval Islamic World, Brill Publishers
  17. ↑ Горшунова О. В. Работа и досуг в жизни современной узбекской женщины // Расы и народы. / Под ред. Г. П. Васильева. М.: Наука, 2001. Сс. 209—223.
  18. ↑ Тафсир ибн Кясир 1:336
  19. ↑ Feldman, Noah (2008-03-16). «Why Shariah?». New York Times
  20. ↑ Nearly 3000 cases of ‘honour’ violence every year in the UK
  21. ↑ В Британии резко выросло число преступлений на почве «семейной чести» (недоступная ссылка)
  22. ↑ Побивание женщины — WomeninIslam.ws
  23. ↑ Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 208, № 2775
  24. Ибн Хузайма «Сахих» ч.4, стр. 251, № 2809
  25. Аль-Бухари «Сахих аль-джами» ч. 5, стр. 1997, № 4908
  26. Jamal Badawi The status of women in Islam
  27. ↑ Условия в брачном контракте
  28. Аль-Бухари «Сахих аль-джами», Муслим «Сахих аль-джами»
  29. ↑ Коран, 30:21
  30. ↑ Коран, 4:124
  31. Горшунова О. В. Отынча // Этнографическое обозрение. 2001, № 3. Сс. 134 −140.
  32. Горшунова О. В. Женское паломничество к святым местам (по материалам Ферганской долины) // Итоги полевых исследований. Ред. З. П. Соколова. — М.: ИЭА РАН, 2000. Сс. 23-39.
  33. ↑ POLL: Women’s rights in the Arab world
  34. ↑ https://meduza.io/feature/2017/09/27/zhenschinam-v-saudovskoy-aravii-razreshili-vodit-no-oni-po-prezhnemu-dolzhny-sprashivat-razresheniya-u-muzhchin
  35. ↑ Вести. Ru: В Саудовской Аравии мужчинам разрешили есть собственных жен
  36. ↑ Al Arabiya News — Saudi Grand Mufti DENIES fatwa allowing men to eat wives
  37. ↑ Изнасилованной в Катаре голландке дали условный срок за внебрачную связь: Общество: Мир: Lenta.ru
  38. ↑ Великие женщины Ислама
  39. Fatima Mernessi. The Forgotten Queens of Islam = Sultanes oubliées. — University of Minnesota Press, 2006. — С. 115. — ISBN 0-8166-2439-9.
  40. ↑ Lebanon // The World Factbook
  41. ↑ Literacy
  42. ↑ [1] // Asian Political News
  43. ↑ Globalpost — UAE expands voting rights for some
  44. ↑ Женщины Саудовской Аравии обрели право голоса. DELFI (25 сентября 2011). Проверено 10 января 2016.

Литература

  • Roded, Ruth. Women in Islamic biographical collections: from Ibn Saʻd to Who’s who. — Lynne Rienner Publishers, 1994. — ISBN 978-1-55587-442-1.
  • Andrea B. (англ.)русск. Women and Islam in Early Modern English Literature, Cambridge University Press, 2008 (978-0-521-86764-1): Bernadette Andrea: Books
  • Ahmed L. (англ.)русск. Women and Gender in Islam: Historical roots of a modern debate, Yale University Press, 1992
  • Armstrong K. The Battle for God: Fundamentalism in Judaism, Christianity and Islam (англ.)русск., London, HarperCollins/Routledge, 2001
  • Baffoun, Alya. Women and Social Change in the Muslim Arab World, In Women in Islam. Pergamon Press, 1982.
  • Darwish N. (англ.)русск. Cruel and Usual Punishment: The Terrifying Global Implications of Islamic Law (англ.)русск., Thomas Nelson, 2008. ISBN 978-1-59555-161-0
  • Esposito J., Yvonne Y. H., Islam, Gender, and Social Change, Oxford University Press, 1997, ISBN 0-19-511357-8
  • Hambly, Gavin. Women in the Medieval Islamic World, Palgrave Macmillan, 1999, ISBN 0-312-22451-6
  • Joseph, Suad (ed.) Encyclopedia of Women and Islamic Cultures. Leiden: Brill, Vol 1-4, 2003—2007.

Современная женщина и ислам. Ценности, традиции и перемены

Традиционно роль женщины в исламе сводится к семейным заботам. Но это не значит, что религия ущемляет свободу женщины. У неё есть права! В том числе на труд, на образование. Другое дело, что вера обязывает её подчиняться мужчинам. Именно от них зависит, сможет ли женщина-мусульманка вести полноценную жизнь в обществе или будет заниматься сугубо семейным бытом. В современном исламском обществе сохраняется сплав традиций и более свободных веяний, например, почитание старших и повиновение женщины мужчине с разводами и борьбой за самоопределение женщин.

Всё чаще женщины в своих решениях руководствуются не религиозными традициями, а законодательством, которое защищает их права и права их детей.

Например, в некоторых исламских странах разрешается бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Основываясь на следующих хадисах «Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену» или «А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их».

В Казахстане избиение человека, согласно законодательству, неважно, мужчины или женщины, – это уголовное преступление и абсолютно недопустимо.

Другой пример: согласно исламским канонам мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. В Казахстане многожёнство официально запрещено. Каждый казахстанец по закону может одновременно иметь только одного супруга.

В свою очередь религиозные браки в Казахстане не признаются законом, и супруги, вступившие в такой брак, не имеют никаких прав, которые даёт официальный брак.

Например, члены радикальных, экстремистских религиозных организаций очень часто меняют жён, оправдывая свою распущенность некими религиозными идеями, либо никак не объясняя свои поступки. Среди радикалов и экстремистов нередки 5-7 и более браков для одного мужчины. Для развода с женой им достаточно трижды сказать «талак». Брошенные жены таких религиозных деятелей остаются без имущества с детьми и государство не может им помочь, так как религиозные браки в Казахстане недействительны.

Некоторые архаичные религиозные требования, подобные перечисленным выше, современные женщины имеют полное право игнорировать, а при нарушении их прав на здоровье, отдых, образование, защиту чести и достоинства, нарушении брачного законодательства могут обратиться в полицию или в суд. Такие вопросы будут решаться сугубо в правовом поле Республики Казахстан, а не согласно религиозным традициям.

Посмотрим, какое место женщине отводит религия и как оно совпадает с реальным поведением женщин и состоянием института брака в мусульманских странах.

Согласно Корану, мужчина имеет большую власть над женщиной. Как гласит священное писание: «Если бы я должен был повелеть кому-нибудь из людей поклоняться другому, то я бы приказал женщине поклоняться своему мужу, ибо его право над ней велико» (Сахих аль-Бухари и Муслим) или «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества». Вера требует подчинения жены мужу, которая должна посвятить себя семейным заботам.

Однако даже в соответствии с исламом брак не может быть принудительным.

Согласно Корану, если женщина справляется со своими семейными обязанностями и муж ею доволен, то ей уготовано место в раю. Покорность и повиновение супругу, рассматривается в исламе как добродетель. От женщины требуется уважительное отношение к мужу. Она не должна повышать голос на него, а тем более ругаться или оскорблять его.

В исламе роль супругов регламентируются священным писанием. Замужняя женщина является хранительницей семейного очага и должна посвятить себя детям и супругу. В свою очередь муж обязан содержать членов семьи. Спрос с него тоже большой. В священном писании можно прочитать: «Человек не может предстать перед Аллахом с большим грехом, чем невежество членов его семьи».

В исламе роль женщины не ограничивается только семьёй. Религия регулирует ещё её поведение в обществе. Хотя роль женщины сводится к заботе о семье, она имеет право работать, но для этого должна получить согласие у мужа.

Следует отметить, что в исламе различают дочь, сестру, жену и мать. У каждой из них свой свод правил. Девочка в семье – подарок Всевышнего. Часто говорят, что отец трёх дочерей попадёт в рай, но забывают упомянуть, что он должен дать им ещё хорошее воспитание: «У кого три дочери и кто будет ухаживать за ними, кормить и одевать, тот обязательно заслужит рай».

Дочери/сёстры в семье находятся под покровительством мужчин. Как говорится в Хадисе, «Каждый из вас является управляющим и каждый из вас будет ответственный за управление, возложенное на него». Прежде чем покинуть дом, дочери и сёстры должны получить согласие у мужчин.

Но! Следует помнить, что согласно Конституции РК любой гражданин или гражданка РК имеет право на образование, труд, здоровье, отдых без разрешения какого-либо другого гражданина, мужчины или женщины.

Следует отметить, что права и обязанности в исламе описываются религиозными канонами. Следовать им или нет – решение самих верующих. Казахстан является светским государством. А это значит, что определяющим для права выступают не религиозные каноны, а законодательная база, принятая в соответствии с Конституцией страны. Государственные законы верующие, независимо от конфессии, должны соблюдать.

По оценке исследователей исламского права, положение женщины в исламской умме призвано повысить ценность семьи и социальный статус замужней женщины.

Несмотря на это, институт семьи трещит по швам даже в консервативных обществах. Так, в Иране порядка 20% браков заканчивается разводами (данные за 2014 год). В итоге даже власти были вынуждены обратить внимание на данную проблему.

В 2015 году замминистра по делам молодёжи и спорта Ирана Махмуд Голзари сообщил: «80% разводов приходится на молодёжь в возрасте до тридцати лет, проживших в браке чуть больше одного года. Возраст разведённых женщин составляет от 20 до 24 лет, мужчин – 25-29 лет».

По данным иранского социолога Мустафы Форутанпура, в 90% случаев инициаторами бракоразводных процессов выступают женщины. Причины банальные даже для нашего общества: это домашнее насилие, наркомания, финансовые трудности и даже сексуальная несовместимость.

Не лучше дела обстоят в другом крупном исламском государстве – Малайзии. По данным Департамента исламского развития, в 2009 году в стране зарегистрировали 27,1 тысячи разводов, в отличие от 17,7 тысячи в 2005 году. По подсчётам статистов, в 2011 году в стране каждые 15 минут распадалась одна мусульманская пара. Чтобы побороть тенденцию, власти даже рассматривали возможность на законодательном уровне наказывать мужчин за их легкомысленные поступки.

Аналогичная картина наблюдается в Турции, которая претендует на статус лидера в исламском мире. В 2018 году, по данным Турецкого статистического института (TurkStat), количество разводов выросло на 10,9% (по сравнению с 2017 годом). Одну из причин чиновники видят в домашнем насилии. Как сообщил председатель Агентства по правам человека и равенству Турции Сулейман Арслан, «в законе нет ничего о защите семьи».

В Казахстане, который является светским государством, но основная часть населения которого исповедует ислам, процент разводов доходит до 40%.

Несмотря на исламские традиции, институт семьи и статус женщины в консервативных обществах сталкивается с тенденциями, которые чаще встречаются в светских странах. Как заметил Мустафа Форутанпур, просто у каждого поколения своё восприятие семейных ценностей. А пока даже консервативные общества и религиозные установки не в состоянии справиться с девальвацией института брака.

Очевидно, что решение основных проблем института семьи должно находиться в правовом поле, в ряде случаев на помощь должны приходить семейные психологи. Религия всего спектра современных проблем и вызовов не решает.