Содержание

Карамзин Николай Михайлович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Николай Михайлович Карамзин — великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие — он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома — масоном Иваном Тургеневым, а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе — он участвует в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира, пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» — признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка — Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина.

«Карамзин сделал литературу гуманною».

Одна из важнейших заслуг Карамзина — обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы — Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов — «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина — его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; …доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима… спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона…

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет…
…И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить…

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I — преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского».

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент — труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры, частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей…» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве, имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова.

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке…» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка…» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю…» до своего времени — начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории…». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе. Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Николай Михайлович Карамзин: биография, семья, творчество, память

Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?

Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.

Детство и юность

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.

До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.

В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.

В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.

Семейная жизнь

Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.

Через год у них родилась дочь Софья. Но, к сожалению, супруге не хватило здоровья пережить роды. Именно образ любимой жены лег в основу образа героини «Бедной Лизы».

Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.

Судьба других детей сложилась достаточно интересно.

Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.

Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.

Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.

Карамзин – основоположник сентиментализма в России

Сентиментализм как новое литературное направление стало появляться в России в конце 18-го века. Его основоположником смело можно считать Николая Михайловича Карамзина. Впервые в русской литературе главными героями произведений становятся обычные люди с их судьбами, мыслями, переживаниями.

Герои Карамзина так сильно отличались от воспетых героев классицизма, что тронули читателя до самого сердца. Появились произведения без острой драмы, очень проникновенные и честные. Такими стали и персонажи знаменитой повести Карамзина «Бедная Лиза».

Чувственный и простой слог писателя, «язык сердца», только усилил чувство привязанности у читателя. В дальнейшем его манеру письма стали перенимать многие, развивая новое направление в литературе – русский сентиментализм.

Лирика Николая Карамзина

В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.

В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.

Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.

Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.

В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.

Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Начало издательской деятельности. «Московский журнал»

Вдохновленный и воодушевленный Карамзин по прибытии на Родину стал издавать «Московский журнал». Этот ежемесячный журнал быстро стал популярным и имел большой резонанс в обществе. В 1791-1792 гг. было издано 8 частей.

Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.

Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.

Именно в «Московском журнале» в начале 1790-х гг. впервые были опубликованы «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» — произведения Николая Карамзина, которые имели небывалый успех. С этих пор он стал по праву одним из самых популярных и авторитетных литераторов.

Новаторская повесть

Чтобы понять великое наследие писателя, пожалуй, стоит остановиться подробнее на его «Бедной Лизе». Она вызвала такой ажиотаж и успех, что начались даже массовые поездки к местам событий, описанным в произведении.

Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.

В «Бедной Лизе» Карамзин вывел на арену образ очень милого читателю рассказчика, который искренне сопереживает героям и заинтересован в их судьбах. Это человек сердечный, открытый душой, который сразу располагает к себе читателя. Все это выдержано в лучших традициях сентиментализма и так необычно для русской литературы.

Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.

Язык повести — тоже абсолютное новшество в русской литературе. Как известно, в 18-м веке еще господствовала теория трех штилей М. Ломоносова: высокий, средний и низкий.

Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.

Увлечение историей России

В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.

В «Историческом похвальном слове Екатерине Второй» Карамзин выразил все свои мысли о сути и судьбе монархии в России.

Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.

Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.

«Вестник Европы»

В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.

«История государства Российского» — труд всей жизни

Говорить о Николае Михайловиче Карамзине как историке и его необъятном вкладе в русскую культуру можно очень много. Но особого внимания заслуживает труд всей его жизни – «История государства Российского». На протяжении 22 лет писатель занимался созданием этого великого национального достояния.

Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.

К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.

Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.

Первые восемь томов вышли в 1818 году тиражом в 3000 экземпляров и были раскуплены в течение месяца. Это невиданный успех для издания того времени. Абсолютно всех, и мужчин, и женщин, с головой захватила «История государства Российского». Популярность его великого труда — очень значимый факт в биографии Карамзина.

Окончание жизненного пути и память

22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.

Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.

В 1845 году был установлен памятник писателю там, где родился Карамзин Николай Михайлович, в Симбирске. Он был выполнен в духе классицизма. На основании памятника Николаю Карамзину установлена статуя музы истории Клио. Правой рукой она держит скрижали «Истории государства Российского», а левой – трубу, которая символизирует прославление русской истории.

В пьедестале установлен бюст Карамзина, читающего отрывок из «Истории…» Александру Первому.

Николай Михайлович Карамзин: жизнь и творчество

Николай Михайлович Карамзин рожденный в Симбирской губернии 1 декабря 1766 года и умерший в 1826 году,  вошел в русскую литературу как глубоко чувствующий художник-сентименталист, мастер публицистического слова и первый русский историограф.

Его отец был среднепоместным дворянином потомком татарского мурзы Кара-Мурза. Семья симбирского помещика, проживающая в селе Михайловка, имела родовое поместье Знаменское, где и прошли детские и юные годы мальчика.

Получив начальное домашнее образование и зачитывающийся беллетристикой и историей, молодой Карамзин был отдан в частый Московский пансион им. Шадена. Помимо учебы в юные годы он активно изучал иностранные языки и посещал университетские лекции.

В 1781 году Карамзин был зачислен на трехлетнюю службу в Петергубргский Преображенский полк, считавшийся одним из лучших в то время и покинул его поручиком. За время службы увидело свет первое произведение писателя — переведенная повесть «Деревянная нога». Здесь же он познакомился с молодым поэтом Дмитриевым, душевная переписка и большая дружба с которым продолжилась уже во время совместной работы в «Московском журнале».

Продолжая активно искать своё место в жизни, обрастая новыми знаниями и знакомствами, Карамзин вскоре отбывает в Москву, где заводит знакомство с Н. Новиковым, издателем журнала «Детское чтение для сердца и разума» и членом масонского кружка Золотой венец». Общение с Новиковым, а также И. П. Тургеневым оказало значительное влияние на взгляды и направление дальнейшего развития индивидуальности и творчества Карамзина. В масонском кружке завязывается также общение с Плещеевым, А. М. Кутузовым и И. С. Гамалеей.

В 1787 годы вышел в редакцию перевод произведения Шекспира — «Юлий Цезарь», и в 1788 — перевод труда «Эмилия Галотти» Лессинга. Ещё спустя год увидело свет первое собственное издание Карамзина — повесть «Евгений и Юлия».

В это же время у писателя появляется возможность посетить Европу благодаря полученному наследственному имению. Заложив его, Карамзин решает на эти деньги отправиться на полтора года в путешествие, которое впоследствии позволит получить мощный толчок к своему наиболее полному самоопределению.

За время своей поездки Карамзин побывал в Швейцарии, Англии, Франции и Германии. В поездках он был терпеливым слушателем, бдительным наблюдателем и тонко чувствующим человеком. Он собрал огромное количество заметок и очерков о нравах и характерах людей, подметил множество характерных сценок из уличной жизни и быта людей разных сословий. Все это стало богатейшим материалом для его будущего творчества, в том числе и для «Писем русского путешественника», большей частью напечатанных в «Московском журнале».

В это время поэт уже обеспечивает себе жизнь трудом литератора. В течении последующих лет были изданы альманахи «Аониды», «Аглая» и сборник «Мои безделки». Известная исторически правдивая повесть «Марфа-посадница» была выпущена в 1802 году. Карамзин приобрел известность и уважение как литератор и историограф не только в Москве и Петербурге, но и по всей стране.

Вскоре Карамзин начинает издавать уникальный в то время общественно-политический журнал «Вестник Европы», в котором он печатает свои исторические повести и труды, являющиеся подготовкой к более масштабной работе.

«История государства Российского» — художественно оформленный, титанический труд Карамзина-историка, вышел в 1817 году. Двадцать три года кропотливой работы позволили создать огромный беспристрастный и глубокий в своей правдивости труд, который открыл людям их истинное прошлое.

Смерть застала писателя во время работы над одним из томов «Истории государства Российского», повествующим о «смутном времени».

Интересно что в Симбирске есть в 1848 году открылась первая научная библиотека названная впоследствии «Карамзинской».

Положив начало течению сентиментализм в русской литературе, он оживил и углубил традиционную литературу классицизма. Благодаря его новаторским взглядам, глубоким мыслям и тонким чувствам, Карамзину удалось создать образ настоящего живого и глубоко чувствующего персонажа. Наиболее яркими примерами в этом плане являются его повесть «Бедна Лиза» впервые нашедшая своих читателей в «Московском журнале». 

Биография Николая Михайловича Карамзина, великого историка, писателя, публициста

Автор Лариса Зотова На чтение 14 мин. Просмотров 417 Обновлено

Литеровед представляет краткую и полную биографии Н. М. Карамзина, великого историка, писателя, публициста, посвятившего жизнь и талант России.

Краткая биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии.

Начальное образование он получал дома под руководством сельского дьячка. Благодаря блестящим способностям, мальчик за несколько недель выучил церковно-славянский алфавит. Чтение стало любимым занятием.

Продолжил образование Карамзин в симбирском пансионе Фовеля. В тринадцатилетнем возрасте поступил в московский пансион И. М. Шадена, который был профессором Московского университета. Это дало возможность подростку посещать университетские лекции.

Окончив пансион, он идет на военную службу. Спустя три года выходит в отставку в чине поручика и уезжает в Симбирск. Там он знакомится с директором Московского университета И. П. Тургеневым. Тот приглашает его в Москву.

В Москве Николай Михайлович знакомится с масонами. Общение с ними помогло ему открыть для себя английскую классику, труды французских просветителей.

В 1789 году Карамзин путешествует по Европе, наблюдает за жизнью людей, государственными событиями. Результатом путешествия стали «Письма русского путешественника», которые он опубликовал в издаваемом им «Московском журнале».

Карамзин стоял у истоков русского сентиментализма. Самое известное произведение этого направления «Бедная Лиза».

В 1801 году Николай Михайлович женится на Елизавете Ивановне Протасовой. Через год она умерла при родах.

Тогда он окончательно решил посвятить себя написанию истории государства. Император назначил его на должность историографа.

Через несколько лет Карамзин взял в жены внебрачную дочь Андрея Ивановича Вяземского Екатерину Андреевну Колыванову. В ее лице судьба подарила ему музу и помощницу.

«История государства Российского» – это труд жизни Карамзина. Он работал над ней 23 года. Написал полных 11 томов, 12-й остался незавершенным. Первые 8 томов были изданы в 1816 году.

1 декабря 1825 года умер Александр I. Николай Михайлович был потрясен его кончиной. Не меньшее впечатление произвело на него последовавшее 25 декабря восстание декабристов. Карамзин заболел и 22 мая 1826 года умер.

Полная биография

1821 год был значимым в общественной и культурной жизни Российской империи. Он ознаменовался выходом в свет 9 тома «Истории государства Российского». Общество бурлило: в книге оказались нелицеприятные сведения о российских царях. Власть имущие возмущались, как он посмел критиковать царей. Прогрессивно мыслящие люди были благодарны, что узнали правду. Автором книги был Николай Михайлович Карамзин. Принципом всей жизни Карамзина было рассказывать людям правду.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года. Долго не было точно известно о месте его рождения. Только после того, как однажды в библиотеке имени Ленина г. Москвы был найден документ, написанный рукой Карамзина, где он вспоминает о своем детстве, биографы убедились, что его родиной является Симбирская губерния.

Его отец Михаил Егорович был из старинного дворянского рода, помещик средней руки. Израненный отставной капитан, он взял в жены Екатерину Петровну Пазухину. Девушка была намного моложе его. Она умерла, когда Николаю Михайловичу не было и трех лет. Она успела подарить ему ласку и нежность, воспитать первое чувство к богу. Он очень тосковал по ней.

Русская природа, русское слово, русские традиции лежали в истоках мироощущения Карамзина. Волжские мироощущения остались в памяти навсегда. Став взрослым, он скажет, что «первое воспитание» в большинстве случаев решает, каким будет человек и его судьба. Детские воспоминания Карамзина содержат мистические факты. Однажды они переплывали реку на лодке, на середине пути их застала буря. Мальчик стал истово молиться о том, чтобы непогода утихла. Спустя некоторое время настал штиль, и они благополучно добрались до берега. Второй случай произошел в лесу во время грозы. На него неожиданно выскочил медведь. Мальчик испугался, застыл на месте и твердил только одно слово «Господи». Медведь упал пораженный молнией.

Дом Карамзиных был очень гостеприимным. Здесь часто собирались друзья отца, отставные чиновники и офицеры. Они вели «словоохотливые беседы» и вспоминали анекдоты прошлых лет. Мальчик заимствовал у них русское дружелюбие, дворянскую гордость. Карамзин наблюдал помещичий быт, жизнь крепостных. Он слушал разговоры о крестьянском восстании Пугачева, которому был современником.

С ранних лет Карамзин проявлял блестящие способности. Сначала он получал домашнее образование. Его первым учителем был сельский дьячок. Церковно-славянский алфавит он выучил за несколько недель и стал читать все, что попадалось под руку. В основном это были церковные книги. По книге эзоповых басен разобрал гражданский алфавит. После этого стал читать книги из библиотеки, принадлежавшей покойной матери. Она состояла из авантюрных романов, которые открыли ему другой мир. Чтение поселило в нем убеждение, что «добродетельный всегда побеждает, а злодей гибнет».

В 1773 году он продолжает образование в Симбирском частном пансионе Пьера Фовеля. Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец привез сына в Москву. Он поступил в пансион профессора Шадена, замечательного педагога и эрудита. Профессор, кроме частной практики, преподавал в Московском университете. Подросток получил возможность бывать на университетских лекциях. Он изучал иностранные языки, всемирную и отечественную историю, литературу. Эти годы стали временем высокого умственного подъема и усвоения впечатлений. Первые литературные опыты относятся к этому периоду жизни. Карамзин пробует себя в переводах. Его молодые годы были подготовкой к главному труду его жизни «Истории государства Российского».

Окончив пансион, Карамзин мечтал о Лейпцигском университете. Отец же настоял, чтобы он пошел по его стопам и пошел на военную службу. Он поступает на службу в Петербургский гвардейский Преображенский полк. Дальний родственник И. И. Дмитриев вводит молодого человека в литературные круги.

Выйдя в отставку в чине поручика, Карамзин уезжает в Симбирск. К концу 18 века жизнь провинциального города кипела событиями. Вошли в моду театральные представления, музыкальные вечера. Многие стали коллекционировать предметы искусства, предметы старины, создавать библиотеки.

В эту атмосферу окунулся Карамзин и вскоре стал любимцем светского общества. На него обращает внимание приезжавший в Симбирск погостить директор Московского университета И. П. Тургенев. Он уговаривает его переехать в Москву, где Николай Михайлович сближается с кружком Н. И. Новикова Дружеское ученое общество». Они много внимания уделяют русскому языку, размышляют над философско-нравственными проблемами, вопросами воспитания. Карамзин пишет стихи, занимается переводами. Он активный сотрудник журнала «Детское чтение для сердца и ума», который подарил ему встречу с А. А. Петровым, сыгравшим большую роль в становлении его образа мыслей. Николай Михайлович знакомится с другом А. Н. Радищева А. М. Кутузовым, который поделился впечатлениями о времени учения в Лейпцигском университете.

В 18 веке в России возникло масонство как духовно-общественное движение. Они стремились в научным знаниям и служению обществу. Новиков стоял во главе российского масонства. Он видел задачу масонства в выработке нового мировоззрения, лучшим инструментом для этого считая книгу. Он создает ложу «Гармония». Деятельность масонов показала Карамзину, что высокое место в обществе и влияние на умы зависят не только от должности и знатного происхождения. Сам Карамзин все-таки не стал активным масоном. Ему были чужды обряды и церемонии масонства, мистика, которой они увлекались. Не прельщала и организованность общества.

Весной 1789 года Карамзин выезжает за границу. Он мечтал об этом несколько лет. Его поездка совпала с гонениями Екатерины II на масонов, был арестован Новиков. Ей всюду виделись заговоры. Карамзин был близок с масонами, его отъезд, в связи с этим, оказался несколько поспешным. Путешествие по Европе длилось чуть больше года. Он посещал научные заседания, театры, музеи, достопримечательности, знакомится с известными людьми. Он встречается с Пьером Левеком, которого Екатерина рекомендовала для написания российской истории. Карамзин считал, что Левеку это не по плечу. Для создания истории России нужно быть русским. Он встретился с Лафатером, мастером физиогномистики. Он спрашивал у него, что такое душа и что такое тело. Конкретного ответа на свой вопрос не получил.

Во Франции Карамзин посещал революционные клубы. О Французской революции он сказал, что это событие относится к тем, которые определяют жизнь человечества на много веков вперед. На первых порах Николай Михайлович приветствует политические перемены, но после развившегося террора он пришел к выводу, что «насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот». С этого момента становится убежденным сторонником монархии и противником самовластия народа.

Всюду, где бы он ни был, Николай Михайлович наблюдал, спрашивал и никогда не забывал о России.  Например, он сделал вывод, что ум англичан всегда обращен к собственной выгоде, они честны, но эгоистичны, у них все продумано, все разочтено. «Делать добро, не зная для чего, есть дело нашего бедного русского безрассудного сердца», – писал Карамзин. Его наблюдения легли в основу написанного позже произведения «Письма русского путешественника».

Из-за границы Николай Михайлович привез множество впечатлений и переводов. Он мечтает о писательской и издательской деятельности. Заручившись поддержкой Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева и других видных литераторов, Карамзин в 1790 году создает ежемесячный «Московский журнал». Это было первое русское литературное периодическое издание, рассчитанное на широкий круг читателей. В нем Николай Михайлович печатал свои прозаические произведения «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», стихотворения, рецензии, занимательную информацию. В своем журнале он выполнял функции редактора, критика, переводчика. Популярность журнала была очень велика. Он издавался в течение двух лет. В 1803 году Карамзин предпринял еще одну попытку издания журнала. На этот раз это был «Вестник Европы».

К тому же времени относится работа Карамзина над сентиментальной повестью. Он стал основоположником русского сентиментализма. Наиболее известным его произведением в этом направлении является трагическая повесть «Бедная Лиза». Карамзин в своих произведениях отражал настроения эпохи и оказывал влияние на формирование литературно-художественного вкуса. Он являлся создателем нового уровня русского языка. Ему дали прозвище «Попугай Обезьянин», но Карамзин не обращал внимания на завистников.

Карамзину было уже 35 лет, когда он женился на Елизавете Ивановне Протасовой, с которой он был знаком 13 лет. Через год жена умерла, оставив ему дочь Сонечку. Тогда Николай Михайлович окончательно принял решение посвятить свою жизнь написанию «Истории государства Российского».  В 1803 году Александр I назначил его на должность Историографа, которая открыла ему двери в архивы. О Карамзине говорили, что он «постригся в историки». Сам Карамзин говорил, что по уши погрузился в историю. Как известно, раньше обо всех исторических событиях писали в летописях монахи. Николаю Михайловичу привозили редкие документы, которые находили в архивах монастырей.

Однажды Карамзину приснился сон, что он стоит на краю могилы, а с другой стороны он видит дочь Андрея Ивановича Вяземского, которая протягивает ему руку. Сон оказался пророческим, в 1804 она стала его женой. Екатерина Андреевна была младше Николая Михайловича на 14 лет. Она составила счастье всей его жизни. Сила его чувств к нему была безмерна. Она стала женой и музой Карамзина. Пушкин называл «Историю государства Российского» подвигом честного человека. Вместе с ним этот подвиг совершала Екатерина Андреевна.

Карамзин отгородился от всего мира в имении Вяземских Остафьево. Ежедневно в течение многих лет после утренней прогулки и кофе он уходил в кабинет, садился за работу. Часто к нему заходили жена и дети и занимались своими делами, стараясь не мешать. Он работал над произведением 23 года, пережил смерть трех из своих десяти детей. Во время Отечественной войны 1812 года он сделал вынужденный перерыв. К тому времени он уже подошел к описанию 15 – 16 веков. Он отправил семью из Москвы, а сам покинул город только вместе с уходящей армией, намереваясь стать ополченцем. В то время оставшиеся в Москве рукописи сгорели во время пожара, но те, что были в Остафьево, уцелели и позволили автору продолжить работу. Четыре с половиной года ушло у автора на описание эпохи Ивана Грозного. Говорили, что Карамзину было так тяжело писать об эпохе Грозного, как людям жить в это время. Он извлекал на суд потомков то, о чем умалчивалось триста лет. У писателя даже участились головные боли.  Николай Михайлович очень боялся не увидеть свой труд напечатанным, поэтому решил издать те, что были уже написаны.

В начале 1816 года Карамзин готовы первые восемь томов «Истории», которые он привозит в Петербург. Александр I самолично подвергает произведение цензуре, только после этого допускает его к печати. Три тысячи экземпляров разошлись за один месяц. Историю России писали и до Карамзина, но Татищев домысливал то, о чем не знал, у Щербатова история также не была бесспорной. Карамзин же сформировал представление о русской истории в том виде, как оно существует до сих пор.  Карамзин стремился к достоверности, он выступал и как историк, и как литератор одновременно.

Карамзины переезжают в Петербург, летом живут в предоставленном им доме в Царском Селе. Он вращается в литературных кругах и с членами кружка «Арзамас». Карамзин имел талант нравиться людям, умение разговаривать с людьми разного возраста и положения. Среди людей, с которыми он часто общался, были молодой император Александр, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, канцлер Н. П. Румянцев. Воспитанность, светские манеры, образованность, ум, независимость в суждениях располагали к нему. Николай Михайлович был демократичен, проявлял искренний интерес к людям. Общаясь с царями и их приближенными, он вел себя как консультант. Можно сказать, что Карамзин стоял у истоков русской политологии. Он был частым собеседником императора, давал ему советы в устной форме, писал трактаты. В 1810 году он написал «Записку о Древней и новой России», говоря о том, что самодержавие – это необходимое условие целостности России. Несколько лет спустя он пишет «Мнение русского гражданина». Государь прочитал трактаты, но пренебрег мнением Карамзина.

В 1818 году он избран членом Российской Академии и Императорской академии наук. Его заслуги были оценены по достоинству. В 1824 году удостоился титула действительного статского советника.

1825 год принес сразу два потрясения. В ноябре умер Александр I, составленный им проект манифеста о вступлении на престол Николая I отвергнут. В декабре на Сенатскую площадь вышли лучшие люди России. Карамзин говорил, что во Франции те, кто ничего не имеет, выступили против собственников. В России среди протестующих оказались люди, которым было что терять. В этом повинно «русское безрассудное сердце». Сам Карамзин был в тот день на площади и сильно простудился. Он так и не смог оправиться от болезни и 22 мая 1826 года скончался. Многие в то время говорили, что если бы, Карамзин был жив, то приговор, вынесенный декабристам, был бы более мягким.

Последний двенадцатый том «Истории государства Российского» так и остался незавершенным. Он был издан в 1829 году. Историк остановился на описании 1611 года.

В. Г. Белинский определил так заслуги Карамзина: «Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!»

Интересные факты

  • Село, в котором родился Карамзин, сейчас называется Карамзинка.
  • Дальний предок Николая Михайловича происходил был татарским князем, служившим у московского царя.
  • Путешествуя по Европе, Карамзин писал письма друзьям в двух экземплярах, черновики оставлял себе. Они потом легли в основу его произведений.
  • Он был автором первых путеводителей.
  • Современники вспоминают: во время путешествия по Европе русские эмигранты спросили его, что происходит на родине, он ответил кратко: «Воруют».
  • Писатель всю жизнь отличался воздержанностью в еде и напитках, любил кофе.
  • В его меню часто был вареный рис, он был убежден в его пользе.
  • Карамзин был единственным, кто занимал должность историографа.
  • Не зная о такой должности, в одном из домов, где гостил историк, слуга записал «Истории граф».
  • Карамзин ввел в употребление слова «влюбленность», «катастрофа», «тротуар» и другие.
  • Работая над своим главным произведением, историк открыл «Хождения за три моря Афанасия Никитина» в одной из рукописей 16 века.
  • Карамзин стал первым, кто активно использовал букву «ё».
  • Основной заботой государства считал борьбу с безграмотностью.
  • Во время Отечественной войны 1812 года семья Карамзиных собрала 70 ополченцев.
  • Карамзин был награжден двумя почетными орденами: святой Анны I степени и Святого Владимира III степени.
  • Еще при жизни историка его «История государства Российского» была переведена на иностранные языки.
  • Трагедию «Борис Годунов» А. С. Пушкин писал, используя «Историю государства Российского», и посвятил ее Карамзину.
  • В 1818 году историк предложил установить памятники известным историческим деятелям, в частности Минину и Пожарскому.
  • Он выступал с критикой государственных преобразований М. М. Сперанского.
  • Дети и внуки Карамзина получали пенсию, назначенную императором.


КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

(1766-1826)


История Государства Российского» есть не только

создание великого писателя, но и подвиг честного человека»
.

А. С. Пушкин


Русский историк, писатель, публицист, основоположник русского сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря (по старому стилю 1 декабря) 1766 в селе родовое поместье Знаменское, село Михайловка Симбирской губернии, в семье симбирского помещика. Его детство прошло в имении отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза.

Мальчик рано лишился матери и едва ее помнил, хотя и сохранил особое благоговение к ее памяти. В 1770 г. отец его женился во второй раз на тетке И.И. Дмитриева, о которой не сохранилось никаких сведений. Сведения о детстве Карамзина сохранились отчасти в записках И.И. Дмитриева, а частично (хотя и в романической форме, но с справедливою основою) в повести «Рыцарь нашего времени».

Как и большинство молодых людей того времени, юный Карамзин первоначальное образование получил дома, в это время мальчик очень много читает не только беллетристику, но и Римскую историю Ролленя.В возрасте 14 летКарамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, который по свидетельству современников, был хороший, нравственный, образованный человек и умный преподаватель. В своих академических речах Шаден развивал многие из тех мыслей, которые впоследствии встречаем у самого Карамзина. В пансионе Н.М. Карамзин учился с 1775 по 1781. Одновременно посещал лекции в университете.

В начале 1780-х гг. по настоянию отца Карамзин был определен в лейб-гвардии Преображенский полк в Петербурге, куда записан был еще малолетним.В Петербурге он сблизился с И.И. Дмитриевым. С этих пор началась их дружба, продолжавшаяся без всяких недоразумений до смерти Карамзина. Дмитриев не был так богато одарен, как Карамзин, не был так широко образован, но он был человек умный, одержанный, с большим тактом, приятный собеседник. Письма Карамзина к Дмитриеву, с которым он почти так же откровенен, как с женою, – драгоценный материал для его биографии; жаль, что не сохранилось писем Дмитриева. Записки Дмитриева дают хотя любопытные, но слишком краткие сведения о Карамзине.

В начале 1784 г. Карамзин выходит в отставку ненадолго уезжает в Симбирск, где вступает в масонскую ложу «Золотого венца». По совету И.П. Тургенева, являвшегося одним из основателей ложи, в конце 1784 г. Карамзин переезжает в Москву, где вступил в масонское «Дружеское ученое общество», членом которого был и Н.И. Новиков, оказавший большое влияние на формирование взглядов Николая Михайловича Карамзина. Одновременно он сотрудничал с журналом Новикова «Детское чтение». В этом журнале была опубликована анонимно первая повесть Н.М. Карамзина «Евгений и Юлия», стихотворения и переводы.

Весною 1789 г. Карамзину удалось исполнить свое сильное желание увидеть Европу. Он продал имение братьям и на эти деньги совершил поездку. За границей пробыл он 18 месяцев (с 18 мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.).Объехал Германию, Швейцарию, Францию, Англию, побывал в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже, Лондоне. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

Вернувшись в Москву, стал издавать «Московский Журнал», в котором были напечатаны его «Письма русского путешественника», повести «Фрол Силин», «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза», стихи и переводы.Издание журнала превратило начинающего писателя Карамзина в главу молодой русской литературы, основоположника русского сентиментализма. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками – летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Здесь он публикует несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда.

Указом императора Александра I от 31 октября 1803 г. Н.М. Карамзин официально назначается историографом для сочинения российской истории. Идея написания истории России возникла у Карамзина во время его странствий по Европе: «У нас до сего времени нет хорошей Российской истории… Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательная: не думаю… У нас был свой Карл Великий – Владимир, свой Людовик XI – царь Иоанн, свой Кромвель – Годунов, и еще такой Государь, которому нигде не было подобных: Петр Великий».

В 1817 г. вышли из печати первые 8 томов «Истории государства Российского». Исторический труд Н.М. Карамзина имел огромный успех не только в России, но и за рубежом. В 1818 г. предпринято второе издание «Истории государства Российского» в 12 томах. Этот труд был переведен на многие иностранные языки.«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». (Н.М. Карамзин).

Об «Истории государства Российского» хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: «Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру».А.С. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили».

Воспоминания о Симбирском крае, любовь к отчизне пропитывали всё его творчество. Свидетельством сыновней любви Карамзина к Симбирску, волжской природе, к родным, друзьям детства и юности являются его письма к старшему брату Василию Михайловичу, И.И. Дмитриеву, А.И. Тургеневу. По мнению Н.М. Карамзина, «симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе». Симбирску, Венцу, Свияге, Волге посвящено немало поэтических и эпистолярных строк.


Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?


(Н.М. Карамзин «Волга», 1793)


В 1848 г. в Симбирске была открыта первая публичная библиотека, которая в память историографа получила название «Карамзинской». В истории русской культуры Карамзинская общественная библиотека в Симбирске занимает особое место: в течение 70 лет библиотека существовала как благотворительное бесплатное учреждение. В 1990 г. в Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина была открыта мемориальная экспозиция «Симбирская Карамзинская общественная библиотека», в которой представлены подлинные портреты, личные вещи и книги Н.М. Карамзина. В 1991 г. по инициативе ульяновских краеведов пассажирский теплоход Московского речного пароходства получил имя «Николай Карамзин». В 2005 г. по решению мэрии г. Ульяновска возле здания Ульяновской областной научной библиотеки был установлен памятник букве Ё (авт. А. Зинин), введённой в русский алфавит Н.М. Карамзиным.

Семья историографа всегда внимательно и бережно относилась к памяти отца на его родине. В августе 1845 г. сыновья Н.М. Карамзина Андрей и Александр присутствовали на открытии памятника в Симбирске. В 1848 г. вдова писателя Е. А. Карамзина передала в дар Карамзинской библиотеке несколько десятков томов сочинений Н.М. Карамзина. В 1867 г. племянник историографа Е.Д. Ниротморцев пожертвовал библиотеке портрет Н.М. Карамзина (худ. Дамон-Ортолани, с сер. 1920-х гг. хранится в Ульяновском областном художественном музее).

Сын Н.М. Карамзина Владимир Николаевич в 1867 г. передал в дар Карамзинской библиотеке два портрета отца (худож. А.Г. Варнек, А.Г. Венецианов), часть рабочей библиотеки Н.М. Карамзина. Портреты и книжное собрание Н.М. Карамзина в настоящее время представлены в экспозиции «Симбирская Карамзинская общественная библиотека». В 1879 г. по завещанию В.Н. Карамзина в Карамзинскую библиотеку было передано его книжное собрание (более 2000 томов).

В 1900 г. в южной части г. Симбирска началась застройка улицы, получившая название Карамзинской. В 2011 г. было принято решение о переименовании ул. Коммунистической в Ленинском районе г. Ульяновска в переулок Карамзина.

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Знаменитый писатель, историк, поэт, публицист. Создатель «Истории государства Российского».

Семья. Детство

Николай Михайлович Карамзин родился в Симбирской губернии в семье небогатых образованных дворян. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. По окончании его в 1783 году отправился в Петербург на службу в Преображенский гвардейский полк. В столице Карамзин познакомился с поэтом и будущим сотрудником своего «Московского журнала» Дмитриевым. Тогда же им был опубликован первый перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога». Прослужив в армии меньше года, Карамзин в невысоком звании поручика в 1784 году ушел в отставку и вернулся в Симбирск. Здесь он вел внешне светскую жизнь, но при этом занимался самообразованием: изучал историю, литературу и философию. Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым, сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы.

Московский период (1785-1789). Путешествие в Европу (1789-1790)

В Москве Карамзин переводит художественную прозу, с 1787 года регулярно публикует свои переводы «Времен года» Томсона, «Деревенских вечеров» Жанлис, трагедии У. Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Также он начинает писать для журнала «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Новиков. В 1789 году в нем появилась первая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия».

Вскоре Николай Михайлович решает отправиться в путешествие по Европе, ради чего закладывает наследственное имение. Это был смелый шаг: он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счет труда крепостных крестьян. Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора. За границей он провидит около полутора лет. В течение этого времени он посещает Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдает деятельность революционного правительства. В июне 1789 года из Франции Карамзин переезжает в Англию. Во время всего путешествия литератор знакомится с интересными и выдающимися людьми. Николая Михайловича интересуют жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры, деревенские свадьбы. Он оценивает и сравнивает характеры и нравы той или иной национальности, изучает особенности речи, записывая различные беседы и собственные размышления.

У истоков сентиментализма

Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Москву, где предпринимает издание ежемесячного «Московского журнала», в котором выходили его повести (такие как «Лиодор», «Наталья, боярская дочь», «Флор Силин»), критические статьи и стихотворения. Здесь же были напечатаны знаменитые «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина и др.

В своих произведениях данного периода Карамзин утверждает новое литературное направление – сентиментализм. Доминантой «человеческой природы» это направление объявило чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

В 1790-е годы писатель издает альманахи. Среди них «Аглая» (ч. 1-2, 1794-1795), «Аониды», написанный в стихах (ч. 1-3, 1796-1799), а также сборник «Мои безделки», включающий в себя различные повести и стихотворения. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят по всей России.

Одним из первых произведений Карамзина, написанных в прозе, является опубликованная в 1803 году историческая повесть «Марфа Посадница». Она была написана еще задолго до того, как в России началось увлечение романами Вальтера Скотта. В этой повести проявилось тяготение Карамзина к античности, классике как к недостижимому идеалу нравственности. В эпическом, античном виде представил Карамзин борьбу новгородцев с Москвой. «Посадница» затрагивала важные мировоззренческие вопросы: о монархии и республике, о народе и вождях, о «божественном» историческом предопределении и неповиновении ему отдельной личности. Симпатии автора были явно на стороне новгородцев и Марфы, а не монархической Москвы. Эта повесть обнаруживала и мировоззренческие противоречия писателя. Историческая правда была, несомненно, на стороне новгородцев. Однако Новгород обречен, плохие предзнаменования являются предвестниками скорой гибели города, и позже они оправдываются.

Но наибольший успех имела повесть «Бедная Лиза», опубликованная в 1792 году и ставшая знаковым произведением сентиментализма. Часто встречающийся в западной литературе восемнадцатого века сюжет о том, как дворянин соблазнил крестьянку или мещанку, в русской литературе впервые разработал в данной повести Карамзин. Биография нравственно чистой, прекрасной девушки, а также мысль о том, что подобные трагические судьбы могут встречаться и в окружающей нас действительности, способствовали огромному успеху этого произведения. Важно было и то, что Н.М. Карамзин учил своих читателей замечать красоту родной природы и любить ее. Гуманистическая направленность произведения имела неоценимое значение для литературы того времени.

В этом же 1792 году появилась на свет повесть «Наталья, боярская дочь». Она не столь известна, как «Бедная Лиза», однако затрагивает очень важные нравственные вопросы, которые волновали современников Н.М. Карамзина. Одним из важнейших в произведении является проблема чести. Алексей, возлюбленный Натальи, был честным человеком, служившим русскому царю. Поэтому он признался в своем «преступлении», в том, что похитил дочь Матвея Андреева, любимого боярина государя. Но царь благословляет их брак, видя, что Алексей — достойный человек. Это же делает и отец девушки. Заканчивая повесть, автор пишет о том, что молодожены жили долго и счастливо и были похоронены вместе. Их отличала искренняя любовь и преданность государю. В повести вопрос чести неотделим от служения царю. Счастлив тот, кого любит государь.

Знаковым для Карамзина и его творчества стал 1793 год. В это время во Франции была установлена якобинская диктатура, потрясшая писателя своей жестокостью. Она возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает его новые произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793), «Сиерра-Морена» (1795), стихотворения «Меланхолия», «Послание к А. А. Плещееву» и др.

К середине 1790-х годов Николай Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

«Вестник Европы». «Записка о старой и новой России»

В 1802 — 1803 годах Карамзин издает журнал «Вестник Европы», в котором преобладают литература и политика. В его критических статьях этого времени вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала упоминавшая выше повесть «Марфа Посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I в этом направлении, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811), в которой отразились взгляды консервативных слоев общества, не одобрявших либеральные реформы государя. Записка вызвала раздражение последнего. В 1819 году литератор подал новую записку — «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Несмотря на это, Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

«История государства Российского»

В 1803 году посредством своего друга и бывшего учителя юного императора М.Н. Муравьева Николай Михайлович получает официальное звание придворного историографа. Это имело для него огромное значение, так как теперь, благодаря назначенной государем пенсии  и доступу  к архивам, писатель мог осуществить задуманный им труд по истории отечества. В 1804 году он оставил литературное поприще и с головой окунулся в работу: в архивах и книжных собраниях Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры читал рукописи и книги по истории, разбирал древние фолианты (Остромирово Евангелие, Ипатьевскую, Троицкую летописи, Судебник Ивана Грозного, «Моление Даниила Заточника» и многие другие) выписывал, сравнивал. Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его «Истории государства Российского» ушло двадцать с лишним лет напряженного труда, с 1804-го по 1826 год. Изложение исторических событий здесь отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Повествование было доведено до Смутного времени. В 1818 году были изданы первые восемь томов  «Истории», в 1821 году вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824-м — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом и не позволила осуществить масштабный замысел до конца.

Выходившие один за другим 12 томов «Истории государства Российского» вызывали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые за всю историю печатная книга спровоцировала такой всплеск национального самосознания жителей России. Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое. Рассказывали, что, закрыв восьмой том, Ф.И. Толстой-Американец воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!». Зачитывались «Историей» все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: например, в Иркутске  закупили 400 экземпляров.

Но содержание труда воспринималось неоднозначно. Так, вольнолюбивая молодежь была склонна оспаривать поддержку монархического строя, которую выказывал на страницах «Истории государства Российского» Карамзин. А молодой Пушкин даже написал дерзкие эпиграммы на почтенного в те годы историка. По его мнению, этот труд доказывал «необходимость самовластья и прелести кнута». Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.

Последние годы

Переехав жить в Петербург, Карамзин, начиная с 1816 года, каждое лето проводит в Царском Селе со своей семьей. Карамзины были радушными хозяевами, принимающими таких известных поэтов, как Вяземский, Жуковский и Батюшков (они являлись членами созданного в 1815 году  и отстаивавшего карамзинское направление в литературе общества «Арзамас»), а также образованную молодежь. Здесь часто бывал и молодой А.С. Пушкин, слушая, как старшие читают стихи, ухаживая за женой Н.М. Карамзина Екатериной Андреевной (она была второй женой писателя, у пары было 9 детей), уже немолодой, но обаятельной и умной женщиной, которой он решился даже послать признание в любви. Мудрый и опытный Карамзин простил выходку молодого человека, как и его дерзкие эпиграммы на «Историю». Через десять лет Пушкин, уже будучи зрелым человеком, по-другому посмотрит на великий труд Николая Михайловича. В 1826 году, находясь в ссылке в Михайловском, он напишет в «Записке о народном воспитании», что историю России следует преподавать по Карамзину, и назовет это произведение не просто трудом великого историка, но и подвигом честного человека.

В целом, последние годы жизни историка и писателя можно назвать счастливыми. Его связала дружба с царем Александром. Вдвоем они часто гуляли, беседуя, по Царскосельскому парку. Событием, омрачившим эти годы, стало восстание декабристов. 14 декабря 1825 года Карамзин  присутствовал на Сенатской площади. Историк, безусловно, был против восстания, хотя и видел среди бунтовщиков знакомые лица Муравьевых, Бестужева, Кюхельбекера, Н. Тургенева. Через несколько дней после выступления Николай Михайлович сказал: «Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века».

Сам Карамзин стал жертвой событий 14 декабря: стоя на Сенатской площади, он страшно простудился и 22 мая 1826 года скончался.

Память

В 1848 году в Симбирске была открыта Карамзинская общественная библиотека. В Новгороде на памятнике «1000-летие России» (1862) среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть и фигура Н.М. Карамзина. В Москве в честь Н.М. Карамзина назван проезд, в Калининграде – улица. В Ульяновске установлен памятник историку, в усадьбе Остафьево  — памятный знак.

Сочинения

Избранные сочинения в 2-х тт. М.-Л., 1964.

История государства Российского. СПб., 1818-1826.

Полное собрание сочинений в 18-ти тт. М., 1998-2008.

Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. Л., 1967.

О жизни и творчестве Н. М. Карамзина 👍

Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором “Московского журнала”, уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801).

В 1792 году он создает два произведения, которые стали известнейшими и любимейшими произведениями русской литературы того времени: повести “Наталья, боярская

дочь” и “Бедная Лиза”. Эти повести написаны в стиле сентиментализма.

Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, “преобразовал русский язык”.

Слова и выражения, введенные в русский язык Я. М. Карамзиным: чувствительность, деликатность, влюбленность, тонкий вкус, утонченность, будущность, представитель, общественность, человечный, усовершенствовать,

переворот, развитие…

Это была настоящая революция в языке. Но важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного произведения.

Его герои – не цари и вожди, а молодые девушки, простые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать.

С 1804 года Карамзин берется за огромный труд, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни: написание “Истории государства Российского”. Работу над ней можно назвать подвигом жизни Карамзина. “История…” вдохновит многих русских писателей на создание произведений на исторические темы (вспомним, например, пушкинского “Бориса Годунова”).

Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: “Граф Истории”.

Русский сентиментализм и “История государства Российского” – вот великое наследие Николая Михайловича Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин Факты

Русский журналист, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) был основоположником русского имперского консерватизма XIX века и одним из первых отечественных историков.

Николай Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в губернском имении отца в селе Михайловка Оренбургского уезда. Он был

получил домашнее образование и к четырнадцатилетнему году был готов к учебе в Москве.После периода дрейфа он погрузился в интеллектуальную жизнь города. Он написал стихи и несколько романов, в том числе «Бедная Лиза». Он примкнул к активному масонскому движению и был близок к либеральному кругу известного писателя и издателя Николая Новикова.

В 1789-1790 годах Карамзин побывал в Берлине, Лейпциге, Женеве, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию он начал свою журналистскую карьеру, опубликовав в «Московском журнале», который он также редактировал, свои «Письма русского путешественника», ставшую важной вехой в его интеллектуальном развитии.Как и большинство его литературных работ, «Письма» были сентиментальными и романтическими в стиле Лоуренса Стерна. Но они раскрыли нечто большее, чем популярный литературный стиль того времени: Карамзин отходил от своего либерального масонского прошлого в сторону консервативного отношения к его более поздним работам.

В 1802 году Карамзин основал ежемесячный вестник «Европейский вестник», один из важнейших «толстых журналов» 19 века. Он отказался от этого в 1804 году, чтобы посвятить себя исследованию истории Российского государства, и этим интересом он занимался до самой смерти.В 1811 году он представил Александру I свои «Воспоминания о древней и современной России», твердую историческую защиту освященных веками достоинств русского самодержавия. Тем временем Карамзин работал над своим великим произведением «История государства Российскаго» (1819–1826; История Российского Императорского Государства), 11 из 12 томов которого были изданы до его смерти. Его патриотический и консервативный анализ соответствовал шовинизму русского образованного мнения после травмирующих последствий Французской революции и наполеоновских войн.

Карамзин переехал в Санкт-Петербург в 1816 году, где установил тесные, но осторожные отношения с императором. Он дал Императору прочитать отрывки из своей Истории и вовлек Императора во многие дискуссии по историческим и политическим вопросам, как следствие этих чтений. Карамзин всегда призывал не отказываться от уникальных российских государственных добродетелей в искусственных поисках европейского прогресса, хотя он и не отвергал полностью западную цивилизацию. Его собственное интеллектуальное развитие находилось под влиянием Запада, поэтому он оказался в двусмысленной позиции стремления открыть и сохранить лучшее из исторического характера своей собственной нации, не отрицая полностью ценности некоторых черт западной традиции.Он поддерживал консервативный, гуманный и разумный баланс между Россией и Западом.

В 1825 году неожиданная смерть Александра и восстание декабристов, совершенное радикальными, ориентированными на Запад офицерами имперской армии, подорвали здоровье Карамзина. Умер 22 мая (по старому стилю) 1826 года.

Дополнительная литература к Николаю Михайловичу Карамзину

Обширная информация о Карамзине содержится в его собственных «Воспоминаниях о Древней и современной России», переведенных и с подробным анализом Ричарда Пайпса (1959), и в его «Письмах русского путешественника, 1789-1790» (пер.1957). Генри Небель-младший перевел и отредактировал Избранную прозу Н. М. Карамзина (1969) и написал исследование своих ранних литературных творений, Н. М. Карамзин: Русский сентименталист (1967).

.

Исследование его литературной карьеры Энтони Кросс

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Награды Choice
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью
    • 4

        26 Жанры
      • Бизнес
      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Музыка ужасов
      • Тайна
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Самопомощь
      • Спорт
      • Триллер
      • Путешествия
      • Молодые люди

      1 90 Больше жанров 025

    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросите автора
    • Войти
    • Присоединиться

    Зарегистрироваться

    • 9025 Профиль

    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задание по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • Настройки учетной записи
    • 50 Домой
    • 50 Помощь
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью
      • Новости и интервью
      • 9018 9269 ess

      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • Историческая фантастика
      • История
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика

    .

    Избранная проза Н. М. Карамзина Николая Карамзина

    • Домой
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью
      • 4

          26 Жанры
        • Бизнес
        • Детский
        • Кристиан
        • Классика
        • Комиксы
        • Поваренные книги
        • Электронные книги
        • Фэнтези
        • Художественная литература
        • Графические романы
        • Историческая фантастика
        • История
        • Музыка ужасов
        • Тайна
        • Документальная литература
        • Поэзия
        • Психология
        • Романтика
        • Наука
        • Научная фантастика
        • Самопомощь
        • Спорт
        • Триллер
        • Путешествия
        • Молодые люди

        1 90 Больше жанров 025

      • Сообщество ▾
        • Группы
        • Обсуждения
        • Цитаты
        • Спросите автора
      • Войти
      • Присоединиться

      Зарегистрироваться.

      Русский сентименталист Генри М. Небеля

      • Домой
      • Мои книги
      • Обзор ▾
        • Рекомендации
        • Награды Choice
        • Жанры
        • Подарки
        • Новые выпуски
        • Списки
        • Изучить
        • Новости и интервью
        • 4

            26 Жанры
          • Бизнес
          • Детский
          • Кристиан
          • Классика
          • Комиксы
          • Поваренные книги
          • Электронные книги
          • Фэнтези
          • Художественная литература
          • Графические романы
          • Историческая фантастика
          • История
          • Музыка ужасов
          • Тайна
          • Документальная литература
          • Поэзия
          • Психология
          • Романтика
          • Наука
          • Научная фантастика
          • Самопомощь
          • Спорт
          • Триллер
          • Путешествия
          • Молодые люди

          1 90 Больше жанров 025

        • Сообщество ▾
          • Группы
          • Обсуждения
          • Цитаты
          • Спросите автора
        • Войти
        • Присоединиться

        Зарегистрироваться.