Содержание

это… Виды ремесел. Народные ремесла

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки ремесленной деятельности.

Понятие о ремеслах

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда — политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло — это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов — копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло — одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 — 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться «ювелир». В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло — это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Ремесло — это… Что такое Ремесло?

типичное ремесло

типичное ремесло

типичное ремесло

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

История

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома (греч. οίκος).

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.

Литература

ремесло-изготовления предметов быта, орудий труда, оружий, с помощью ручного труда

См. также

Ссылки

Профессии современные и древние ремесла

Описание слайда:

Топ – 10 забытых профессий 1. Трубочист – одна из древнейших профессий, овладеть которой могли лишь люди худощавого телосложения, поскольку по роду деятельности трубочистам приходилось влезать внутрь печной или каминной трубы с целью ее очищения от продуктов сгорания. По старым поверьям даже считалось, что если на пути повстречался трубочист, то быть удаче. 2. Чистильщик обуви – весьма востребованная профессия в свое время. Пыль, слякоть, грязь – неизменные спутники в дороге. А, как известно, люди высокого сословия (аристократы, дворяне) не могли позволить себе разгуливать в грязной обуви. Для них всегда на улицах городов в самых многолюдных местах было уготовано кресло, подле которого сидел паренек или мужчина, вооруженный несколькими щетками, кремами и бархоткой, который за считанные минутки до блеска натирал ботинки или сапоги господина. Ныне же пыль и грязь на дорогах так и остались, а вот чистильщики обуви канули в лета. 3. Ткач – человек, вручную ткавший тканые полотна. С появлением же модернизированных ткацких станков необходимость в кропотливом ручном труде ткачей отпала. Теперь все делают за людей машины. Качество полотен существенно улучшилось, а скорость их изготовления в сто крат возросла. 4. Шарманщик – популярная среди бедняков профессия, которые, не умея играть на каких-либо музыкальных инструментах, пользовались столь незамысловатым приспособлением, воспроизводившим некую мелодию. Шарманщик мог выступать как единолично, так и в компании с каким-нибудь зверьком. Например, это мог быть попугай или обезьянка, вытаскивающие билетики «на счастье». Компанию могли дополнять и кукольники. Сегодня же никого не удивишь даже самой современной моделью магнитолы. 5. Фонарщик. Еще древние столицы Греции, Рима, Египта в темное время суток освещались при помощи масляных ламп и факелов, позже появилось освещение фонарями на основе газа. Следить за исправным освещением были призваны специальные набл

Хобби, бизнес или ремесло? | Журнал Ярмарки Мастеров

Хобби, бизнес или ремесло?

Уважаемые мастера и посетители Ярмарки мастеров!

Я думаю, почти все из нас когда-то задавались целью превратить свое любимое хобби в приносящий доход бизнес. Сегодня я предлагаю рассмотреть, чем отличаются такие понятия, как хобби, ремесло и бизнес.

Если мы занимаемся какой-то любимой ручной работой только для себя и для своих близких, то речь идет о хобби. В этом случае все в наших руках — какие выбирать материалы, быстро или медленно творить, как поступить с готовым изделием. Очень часто человек, имеющий хобби, получает высокую оценку в сообществе единомышленников и пользуется популярностью в этой сфере. Но такая деятельность либо совсем не приносит доходов, либо чисто символические бонусы в виде призов за участие или победу в конкурсах.

Как только речь зашла о продаже наших изделий или изготовлении на заказ, хобби превращается в ремесло.Обычно, на этой стадии человек уже достиг достаточно высокого уровня мастерства. Занимаясь ремеслом, мастер уже ограничен в выборе материалов и в сроках изготовления изделия, потому что у заказчика есть определенные требования к работе. Качество выполнения тоже должно быть соответствующим. Но у ремесла есть очень большое преимущество перед хобби — оно позволяет нам заработать и получить более широкое признание не только со стороны единомышленников, но и среди потребителей наших изделий. Таким образом, при занятии ремеслом наша свобода творчества ограничивается, а доходы увеличиваются.

Если количество заказчиков растет, и мастер в одиночку уже не в состоянии справляться с работой, он привлекает наемных работников или помощников. Вот тут уже начинается бизнес. Часто он сопровождается разделением операций по изготовлению деталей изделия между работниками. Минусом для мастера-бизнесмена в этом случае становится большая ответственность не только перед покупателями и заказчиками за сроки выполнения и качество работы, но и перед наемным пе

Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей — именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах – городах.

Города – центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа – никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках древнерусских городов часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. Ремесла Древней Руси, в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие – наконечники стрел, боевые топоры, сабли, копья, мечи – и защитное одеяние – кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты – молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры – украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи — амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья — поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали. Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка – красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Жостовская роспись — художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок – ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

Что такое искусство и что такое ремесло?

Что такое искусство и что такое ремесло?

Один в чем-то более достоин восхищения, чем другой?

Три очень разных человека дали нам следующие определения.

Федерико Феллини ~ Все искусство автобиографично. Жемчуг — автобиография устрицы.

Энди Уорхол ~ Художник — это тот, кто создает вещи, которые людям не нужны.

Генри А.Киссинджер ~ Искусство — это выражение человеком радости труда.

Для меня, по крайней мере во многих отношениях, искусство — это то, на что вы смотрите, любите и можете вдохновляться этой прекрасной картиной Эдуара Мане. Ремесло — это вообще то, что используется или выполняет какую-то функцию.

Недавно я спросил кого-то, как они определяют искусство, и они сказали, что рисунки и картины — это искусство. Затем я спросил, как они определяют скульптуру, и они ответили, что это не искусство, это скульптура. Далее она объяснила, что большинство ремесел, похоже, связано с тем, что люди делают вещи, необходимые для выживания, т.е.е. миски, чашки, одежда, мебель и др.

Но что происходит, когда у корабля нет другой функции, кроме как смотреть, наслаждаться и, может быть, даже вдохновлять нас? Кажется привлекательным называться ремеслом, но почему-то не достигает уровня искусства; как будто ремесло — это нечто меньшее, чем искусство.

Различия между искусством и ремеслом

Сегодня утром я читал блог художника, и он сетовал на то, что ему приходится показывать свои работы вместе с людьми, создающими такие вещи, как расписные лампочки, функциональную керамику и другие вещи, которые он считал чем-то меньшим, чем искусство.В некотором роде он напомнил мне художника, который воспользовался прекрасной возможностью, чтобы представиться нашему сообществу, и вместо этого оскорбил тех самых людей, которые, как он ожидал, купят его работы. («Будьте осторожны, кого вы оскорбляете», который изначально носил мой более резкий заголовок «Каким тупым он может быть?»)

Почему отделяют искусство от ремесла?

Почему нам нужно проводить различие между тем, что есть «искусство», а что нет? Конечно, люди, которые берут войлок, добавляют бусинки и заявляют, что их творение, которое выглядит так, будто комок кошачьей шерсти — это искусство, все мокрые.Я также не пытаюсь сравнивать манэ с вязанным крючком афганцем. Но как определить те вещи, которые кажутся чем-то средним между искусством и ремеслом?

Я никогда не видел себя художником. Возможно, мое определение искусства также больше относится к рисункам и картинам. Но я рассматриваю скульптуру как нечто, что может быть либо искусством, либо ремеслом. Простые цветы, которых Донна Дьюберри научила стольких рисовать, кажутся более подходящими для мира ремесел, чем мира искусства. Но разве не мог бы сегодня лукавый скульптор или художник вырасти, чтобы завтра стать новым горячим художником?

Безусловно, большая часть предложений на художественных выставках, ярмарках ремесел и других мероприятиях, связанных с ручной работой, не вдохновляет.Также, похоже, существует тенденция, когда внешний вид выставочного стенда имеет большее значение, чем предметы, которые на нем продаются. И я поддерживаю любые попытки запретить или, по крайней мере, потребовать полного раскрытия информации о массовом производстве, импорте или товарах, которые на самом деле не производились участниками каждой будки для этих мероприятий.

На самых высоких уровнях искусство выставляется и продается в галереях. По мере того как меценаты просматривают выставленные работы, их угощают вином и обедают, чтобы побудить их совершить покупку. Продаваемые предметы являются нефункциональными, кроме их способности украшать, вдохновлять или предлагать инвестиционные возможности.Художники годами работают, чтобы достичь такого уровня успеха.

Ремесла, с другой стороны, делают все от двух лет до бабушек, от нанизанных пластиковых бусинок до лоскутных одеял, требующих месяцев работы.

Есть по-настоящему функциональные поделки — кофейная кружка от местного гончара. Не все могут научиться метать глину. Это приобретенный навык, на освоение которого могут уйти годы. Но, поскольку они делают функциональные предметы, следует ли рассматривать их работу как более низкую по сравнению с работой гончара, который делает декоративные кувшины для лица или прекрасные скульптуры? Или мы объявляем всех, кто работает с нами, мастерами, а не художниками?

Действительно ли искусство так отличается от ремесла?

Если картина на холсте — это искусство, почему такой же квалифицированный художник, который рисует на пиле, является мастером?

Это все те изделия, которые находятся где-то между детскими пластиковыми бусами и Мане, что заставляет всех задуматься, что такое искусство, а что есть ремесло.

Ремесленников

Во многих отношениях я рассматриваю искусство и ремесло как две стороны одной медали. Оба созданы. Оба могут вдохновлять. И то и другое покупается и продается каждый день.

Хотя большинство согласятся, что эти похожие на комок шерсти чудовища, которые продаются на Etsy и в других местах, не выглядят эстетично, многие сочтут произведения искусства, которые часто попадают в заголовки международных газет из-за своей агрессивности, в равной степени достойны презрения и насмешек. Тем не менее, одно остается искусством, а другое остается в том, что некоторые считают меньшей категорией ремесел.

Я полагаю, что это та нечеткая область посередине, между тем, что мы определяем как искусство, и тем, что мы считаем ремеслом, где мы начинаем использовать термин ремесленник. Это слово, кажется, объединяет искусство и ремесленник, чтобы определить человека, который создает вещи где-то посередине.

Однако называть художника и ремесленника было бы оскорбительно. Называть ремесленника мастером — комплимент. Так что, казалось бы, новый термин только вводит другой способ разделить нас.

Художники, ремесленники и мастера должны работать вместе

Я бы посоветовал нам перестать беспокоиться о том, что есть что, и вместо этого работать вместе, чтобы повысить осведомленность обо всех вещах, которые не производятся серийно, производятся или иным образом не вдохновляют.

Вяжем ли мы крючком, занимаемся лоскутным шитьем или рисуем лампочки, пильные полотна или холст; не следует ли отмечать наши усилия?

Не должны ли мы все работать над тем, чтобы исключить фальсификации и мошенничества, чтобы их включили в число настоящих художников, ремесленников и мастеров на различных выставках искусства и ремесел? Разве мы не должны работать изнутри, чтобы призвать к заданию членов жюри, которые позволяют фейкам и мошенникам участвовать в этих мероприятиях?

Время для новой художественной революции?

Если вам не нравится, как проводятся мероприятия, почему бы не создать свои собственные? Уважаемый блоггер, художник, сэр, вы забыли о Le Salon des Refusés и о том, как это произвело революцию в том, что когда-то считалось искусством, а что нет?

Найдите выставки и галереи, которые открыты только для художников, если вам не нравится посещать выставки с мастерами.

Хватит разделять нас.

Я надеюсь, что Мане и его друзья-импрессионисты не почувствовали бы себя так, как вы, и сказали бы, что такой человек, как Луи Комфорт Тиффани, не был художником просто потому, что он делал такие функциональные вещи, как окна и абажуры.

Я бывал на выставках декоративно-прикладного искусства от побережья до побережья. Люди покупают все, от пластиковых холщовых чехлов для чайных пакетиков и нанизанных бусин до картин за тысячу долларов, скульптур и художественных лоскутных одеял. Некоторые показывают распродажи, покупатели по выгодным ценам и другие привлекают людей, которые действительно ценят ручные и вдохновленные работы.Уловка состоит в том, чтобы найти те шоу, которые привлекают людей, которые лучше всего подходят вашей целевой аудитории.

Если вы будете вести себя так, как будто ваша работа лучше, чем все вокруг вас — , это покажет, и вы оттолкнете людей, которые, как вы надеетесь, купят вашу работу . Отстраненный художник только повредит вашим продажам и продажам окружающих вас людей. Слишком много талантливых людей создают красивые вещи, чтобы люди могли тратить свои кровно заработанные деньги на кого-то с плохим отношением.

Давайте начнем.Давайте меньше беспокоиться о том, какое слово мы используем, и больше о праздновании творческого процесса. И давайте вместе работать над развитием нашего бизнеса. Мы все должны быть здесь в одной команде!

Хорошо, я выйду из своей мыльницы и открою слово вам, мои преданные читатели. Как вы определяете искусство и ремесло? Считаете ли вы один менее достойным, чем другой, или оба одинаково достойными, но просто разными?

Несколько предложений для дальнейшего чтения …

.

Что такое ремесленное производство? (с иллюстрациями)

Ремесленное производство — это метод создания товаров вручную, часто с помощью простых инструментов. Этот вид разового производства широко использовался до промышленной революции и до сих пор практикуется во всем мире. В отличие от массового производства, ремесленное производство приводит к появлению предметов, каждый из которых уникален в своем роде, поскольку они изготавливаются вручную по одному. Товары ремесленного производства могут различаться по качеству, хотя часто считается, что они имеют более высокую производственную стоимость, чем их серийные версии.Мастер часто может достичь определенных эффектов или уровней детализации, используя методы, которые не подходят для массового производства.

До массового производства использовались только простые инструменты.

До появления массового производства все промышленные товары создавались один за другим с помощью ручного процесса.Новых рабочих в поле обычно отправляли в ученики к мастеру, у которого они обучались этому ремеслу. Товары производились вручную с использованием относительно простых инструментов и без автоматизированных процессов, поэтому знания и навыки рабочего имели решающее значение для качества конечного продукта. Большая часть ремесленного производства, выполняемого сегодня, — это работа любителей, хотя некоторые мастера все еще зарабатывают этим на жизнь.

В ремесленном производстве изделия изготавливаются вручную.

Одним из основных определяющих факторов ремесленных товаров является то, что каждый конечный продукт в некоторой степени уникален. Хотя мастер обычно производит готовую продукцию, отвечающую общим требованиям, эстетика и функциональность часто считаются более важными, чем безупречная однородность. Это часто может быть желательно с точки зрения потребителя, который интересуется уникальными предметами, хотя это может иметь недостатки, если продукт когда-либо потребуется отремонтировать.Товары, которые состоят из идентичных сменных частей, ремонтировать проще и дешевле, а это то, что не может предложить ремесленное производство.

Домашнее мыло — популярное изделие ручной работы, которое люди продают.

Автомобильная промышленность — один из примеров, начавшаяся с ремесленного производства, но перешедшая в массовое производство. Когда каждый автомобиль представлял собой продукт ремесленного производства, необходимо было создавать новые запасные части для каждого автомобиля. Это сделало владение автомобилем и его обслуживание очень дорогим и привело к повсеместному внедрению технологий массового производства. После того, как каждая деталь, из которой состоит автомобиль, стала идентична деталям любого другого автомобиля той же марки, стоимость ремонта и технического обслуживания резко снизилась.

Ювелирные изделия ручной работы популярны на ярмарках ремесел.

В случаях, когда абсолютная однородность продукта не является необходимой, ремесленное производство имеет некоторые преимущества по сравнению с товарами массового производства. Мебель, столярные изделия и другие изделия из дерева часто производятся вручную из-за уровня детализации и качества, которые позволяет этот метод.Ремесло также практикуется во всем мире в районах, где индустриализация была ограничена.

Деревообработка — один из аспектов ремесленного производства.
.

Что это называется ремеслом?

Источник фото: Getty Images

Ли Страсберг однажды сказал: «Каждому актеру нужно мастерство, соразмерное его таланту». Стелла Адлер сказала: «Без ремесла не может быть искусства». Они имели в виду, что каким бы ярким и богатым ни было воображение художника, если он или она не овладел необходимыми инструментами для его выражения, этот человек не художник.Певица может быть настолько чувствительна к определенному музыкальному произведению, что каждый раз, когда она его слышит, она плачет. Но если она не может красиво и без усилий сыграть каждую ноту, если она окажется слегка плоской или резкой, она не сможет передать это чувство аудитории. В самом деле, она совсем не певица; она просто меломан. У художника может быть захватывающее видение в голове, но если он не может применить свои краски таким образом, чтобы точно отразить это видение, то он тоже попадает в большую группу людей, которые имеют воображение и любят искусство, но сами не являются художниками.Так что ремесло казалось бы довольно важным делом. Молодые актеры были бы упущены, если бы не спросили себя: «Что это за вещь, называемая ремеслом, и как мне ее получить?»

Попытка определить ремесло может сбивать с толку. Во многих местах по всему миру, в том числе во многих школах, когда говорят о ремесле, на самом деле имеют в виду голос, речь и физическую подготовку. Но для очень многих американских актеров и учителей ремесло значит гораздо больше. Это не значит, что эти внешние вещи не важны.Актеры игнорируют серьезную работу в этих сферах со своим риском. Вы не сможете написать грамотный сценарий, если не умеете говорить. Те, кто пишет для театра, делают это потому, что любят язык. В недавнем бродвейском возрождении American Buffalo мы стали свидетелями того, что происходит, когда актеры, не обладающие реальными навыками речи, пытаются сыграть Дэвида Мамета. Бедствие — вот что случается. У бедных зрителей не было возможности услышать прекрасное произведение, написанное Маметом. Но если актер только хорошо говорит и хорошо двигается, чего-то все равно будет не хватать.Спектакль будет лишен реальной жизни.

В Америке мы являемся истинными получателями наследия Станиславского, завещанного участниками Группового театра, которые научили многих из нас чудесам, которые могут быть сотворены актерами, стремящимися представить полностью живых людей. Те из нас, кто находился под влиянием Мейснера, Страсберга и Адлера, считают, что недостаточно создать только внешние проявления характера; также необходимо создать внутреннюю эмоциональную жизнь. Мы считаем, что лучшие актеры создают для своих героев внутренние путешествия.Более того, как профессионалы они должны иметь возможность воссоздавать опыт персонажа снова и снова — представление за представлением и дубль за дублем. Это действительно сложная задача. Но, что удивительно, многие актеры были обучены именно этому, и они делают это с легкостью и свободой, которая заставит зрителя поверить в то, что никакой работы не было сделано вообще. Несведущий человек заключил бы, что никакого ремесла здесь не было.

Искусство — это не просто

Многих соблазняет идея, что действовать легко.В конце концов, когда вы видите, как играют очень хорошие актеры, кажется, что они вообще не играют; они кажутся просто самими собой. Когда вы видите актера вроде Роберта Дюваля в Tender Mercies или Wrestling Ernest Hemingway , виртуозность полностью скрывается. Это не относится к другим типам исполнения. Если вы пойдете в Метрополитен-опера или Нью-Йоркский балет, вы не подумаете, что можете просто выбежать на сцену и сделать то, что делают эти люди. Понятно, что они потратили огромное количество времени на подготовку к своей профессии.Но отчасти актерское мастерство делает прекрасным то, что все усилия незаметны. Вот почему почти каждый считает, что может действовать. (К счастью для публики, многие из этих людей никогда не пробуют, потому что опасаются, что никогда не смогут запомнить все эти строки.)

Это неправильное восприятие является причиной того, что многие потенциальные актеры отказываются от серьезного обучения и проходят сомнительный путь, состоящий из бесчисленных краткосрочных занятий и семинаров, большинство из которых длятся от одного дня до шести недель.Как руководитель актерской студии, я вижу их в резюме многих соискателей. По правде говоря, многие из этих актеров пытались избежать серьезного обучения. Они хотели найти кратчайший путь к работе и надеялись, что кастинг-директор или агент, ведущий класс, ответят им предложением. И их нельзя винить. Америка — капиталистическое место, куда спешат. На любого, кто начинает карьеру, оказывается большое давление, чтобы добиться успеха и сделать это как можно скорее. К счастью, когда я вижу их резюме, это потому, что они наконец-то осознали, что эта стратегия не обеспечивает им ничего ценного.Они готовы приступить к серьезным поискам ремесла, которое будет поддерживать их всю оставшуюся карьеру.

Хорошая новость в том, что существует такое понятие, как профессиональное актерское мастерство. Он состоит из конечного числа конкретных навыков, которым можно научиться. Некоторые из самых основных: способность слушать с повышенной осознанностью, необходимой актеру; слышать подтекст и умело читать поведение, а затем свободно и открыто отвечать из своего истинного «я» на все, что вы видите, слышите и ощущаете; использовать свое воображение для создания полностью эмоционального поведения.Другой — знать, как создать любую эмоциональную жизнь, которую вы хотите, а затем оставить все в покое и пройти через переживание от неожиданного момента к непредвиденному. Короче говоря, вы должны уметь убирать слова со страницы и создавать жизненно важных, конкретных персонажей. Вы должны знать, как создавать живые отношения и оправдывать любые действия. Все это требует времени.

Рим строили не за один день, да и актер тоже не лучший. Если вы талантливы и готовы работать очень сосредоточенно, вы можете получить практические практические знания обо всех элементах профессионального актерского мастерства за два-два с половиной года.Я не верю, что этого можно достичь за меньшее время. Одна из причин состоит в том, что ремесло, если оно должно быть полезным, состоит из обусловленных привычек. В конечном итоге ваше мастерство должно освободить вас от технических соображений и позволить вам полностью сосредоточиться на интерпретации. Вы должны быть уверены, что все, что вы задумали, вы сможете воплотить в жизнь. Разве это не стоит усилий?

Уильям Эспер — глава собственной студии в Нью-Йорке и соавтор книги «Искусство и ремесло актера».»Он обучает технике Мейснера.

.

Что такое приобретение знаний? (с картинками)

Приобретение знаний обычно относится к процессу получения, обработки, понимания и вызова информации одним из множества методов. Часто это область исследования, тесно связанная с познанием, памятью и тем, как люди могут понимать окружающий мир. Хотя ни одна теория не была полностью доказана или общепризнана, многие теории, касающиеся приобретения знаний, содержат общие черты, которые можно рассматривать как основные аспекты процесса.Приобретение знаний обычно подробно описывает, как люди воспринимают новую информацию, как эта информация хранится в мозгу и как эту информацию можно вызвать для дальнейшего использования.

Процесс получения, обработки, понимания и воспроизведения информации называется приобретением знаний.

Одним из основных компонентов приобретения знаний является предположение, что люди рождаются без знаний, и что они приобретаются в течение жизни человека. Это часто используется в тандеме с представлением о человеке как о tabula rasa или «чистом листе». Некоторые подходы к получению знаний основаны на идее, что люди имеют предрасположенность к знаниям или рождаются с определенными ценностями или уже имеющимися знаниями. Подход «с чистого листа» рассматривает людей как практически лишенных знаний при рождении, и эта новая информация приобретается и используется на протяжении всей жизни человека.

Джон Локк считал, что люди рождаются без знаний, с чистыми досками или tabula rasas, и что знания приобретаются в течение всей жизни.

Приобретение знаний обычно начинается с процесса получения или приобретения новой информации.Обычно это делается с помощью визуальных, слуховых и тактильных сигналов, которые человек получает через органы чувств. Например, когда человек впервые видит собаку, он или она получает информацию о том, как собака выглядит. Приобретены знания, указывающие на то, что у собаки обычно четыре ноги, она покрыта мехом и имеет хвост.

После получения информации получение знаний обычно продолжается путем кодирования и понимания этой информации.Этот процесс кодирования позволяет человеку построить когнитивную модель, иногда называемую схемой , для части информации. Схема для собаки, продолжающая приведенный выше пример, включает полученную информацию, чтобы создать общее представление о том, что составляет «собачье». Когда человек видит другое животное, например кенгуру, он обрабатывает новую информацию, видит, что она не соответствует схеме собаки, а затем создает новую модель для этого нового знания.

Получение знаний затем продолжается с возможностью эффективного вызова и изменения сохраненной информации.Когда кто-то снова видит собаку, он или она может распознать в ней собаку, вспомнив схему для слова «собака» и увидев, что она соответствует этой модели. Это может создать когнитивный диссонанс, когда кто-то сталкивается с объектом, который существует в определенной схеме, но не соответствует определенным аспектам этой модели.

Например, человек, впервые видящий лысую собаку, может сначала не полностью распознать ее как собаку и должен изменить свою схему для «собаки» с учетом недавно приобретенных знаний о том, что собаки могут быть лысыми.Весь этот процесс приобретения знаний обычно продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако это может быть наиболее интенсивным в первые годы жизни, когда кто-то быстро создает и изменяет схемы, основанные на миллионах различных фрагментов информации.

.